Фото Garage\Wikipedia.org
"Сначала мне кажется, что все, что мне необходимо, я могу выразить в книжной иллюстрации. К живописи подбираюсь медленно, ползком на брюхе", - вспоминает художник во "Влюбленном агенте", автобиографической книжке, вышедшей в 2001-м, затем дописанной им и переизданной в прошлом году. Проиллюстрированных Пивоваровым "Оле-Лукойе" Андерсена, "Черную курицу" Погорельского теперь переиздают. И они исчезают с книжных прилавков из-за пивоваровских картинок. Художник, придумавший логотип для "Веселых картинок" - иллюстратор для детей не меньше, чем для взрослых. И любит хулиганить: относительно недавно Юз Алешковский, в свою очередь, дописал повесть "Николай Николаевич", и иллюстрировал ее Пивоваров. График до мозга костей и в живописи, к которой в свое время подбирался "ползком". Он думает линией, силуэтом, и мост между книжной графикой и станковой картиной остается, пожалуй, в "фирменном" для концептуализма формате альбома с несброшюрованными листами с рисунками и комментариями.
Пивоваров тоже был участником "переворота", который концептуалисты совершили по отношению к традиционной картине, отказавшись от привычной этому жанру живописности, но оглядываясь, в частности, на железнодорожные плакаты и стенды. Так что картины Пивоваров мог писать даже эмалью. Что вовсе ему не мешало исподволь прочерчивать тонкую грань между меланхолией и иронией - и в "Проектах для одинокого человека" с распорядком дня, "эскизами" снов и заготовленными на столе таблетками от головной боли, и в работах с долей сюрреалистичности, где пространство дробится, открывается новыми "лазейками", а герои - люди без лиц и люди в темных очках то неимоверно увеличиваются, то - рядом - обращаются в крохотные фигурки. Эта сюрреалистичность была и в московский его период, она осталась и сейчас, когда он давно уже живет в Праге, но в нулевых написал цикл с эйдосами, которые у Платона были идеями, предвестниками воплощения замысла, а у Пивоварова превратились в куртуазных по виду, вполне материализовавшихся героев-манекенов со своей жизнью.
Притом сколько бы он ни придумывал персонажей, маленьких человеков, эйдосов или жителей коммунального мира, это пример художника, не отрицающего традицию классического искусства, а напротив, то и дело к ней обращающегося, как и в недавней серии картин "Потерянные ключи". Другой вопрос, делающего это более удачно или менее удачно - но важно, что чувствующего в таком разговоре потребность.