Минкульт верит, что современное искусство в самостоятельной институции не нуждается. Фото Агентство «Москва»
Государственный центр современного искусства, первую в России госинституцию по развитию contemporary art, учрежденную в 1992 году, слили в конце весны с Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО. А потом фактически растворили в этой организации, которая была основана в 1959 году и выступала выставочным оператором; в ее собрании много искусства соцреализма, а во главе сейчас стоит выпускник Алма-Атинского военного училища Сергей Перов.
ГЦСИ с годами создававшейся сетью филиалов – проводников актуального искусства в регионах, с его акцентом на анализ культурного процесса был огромной структурой. РОСИЗО – тоже структура огромная, только с другой спецификой. Министр культуры Владимир Мединский комментировал решение о слиянии, в частности, в том духе, что обе институции занимаются современным искусством и что одна организация действовала бы эффективнее: поэтому ГЦСИ «станет структурным подразделением РОСИЗО. Тот момент, что в русском языке есть терминологическая сложность – современное искусство (расширительно – все, что делают современники) и актуальное (не просто сегодня создаваемое, но направленное на эксперимент) здесь отнюдь не всегда тождественны, – в решении правительства обходят стороной.
В результате реорганизации московский ГЦСИ решили покинуть более 30 сотрудников из 90, в том числе основатель и худрук центра Леонид Бажанов. Место уволенного весной гендиректора ГЦСИ Михаила Миндлина заняла в ноябре бывший проректор Суриковки и заместитель Перова Вера Лагутенкова. Вообще в новой гибридной структуре теперь есть несколько дирекций, подчиненных РОСИЗО. Московский ГЦСИ, прежде – головной центр сети филиалов, автономность потерял и тоже стал одной из дирекций. Дирекцию по регионам возглавила руководитель Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова, а по спецпроектам – Екатерина Кибовская, в ведение которой перешли не только биеннале молодого искусства, но и конкурс «Инновация». По данным «НГ», появилась отдельная дирекция по научной деятельности, к которой перешла медиатека ГЦСИ, и отдельная – по коллекциям ГЦСИ. Структура профункционировавшего 24 года ГЦСИ теперь размыта и обескровлена.
Возникали вопросы и с выставочным залом ГЦСИ на Зоологической улице, куда вдруг РОСИЗО решил перевести из соседнего аварийного Дома Поленова детские студии. Странно, казалось, что детские студии переселять легче, чем специально оборудованное пространство для экспонирования. Под конец года, впрочем, здесь внезапно открылась выставка «Шелковый путь», которую заранее не анонсировали. Но для ГЦСИ по-прежнему намерены искать площадку другую, обещают в пределах Бульварного кольца.
Большой вопрос: сможет ли эффективно работать – и в каком направлении – гигантская объединенная структура РОСИЗО? Пресловутая «оптимизация» и подавление ГЦСИ – еще и имиджевый урон для страны, где актуальное искусство сливают совсем с другим.