0
6221
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2016 17:30:00

«Не выдавайте меня, пока не окажусь на сцене!»

Тэги: фестиваль, музыканты, московская консерватория


20 лет назад недавние выпускники Центральной музыкальной школы и Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, разъехавшиеся на учебу кто куда, встретились в новогодние каникулы и решили совместить приятное с приятным – повидаться, пообщаться и помузицировать. Так родился фестиваль «Возвращение», который всегда проходит в начале января. Его участники уже давно превратились из молодых дарований в музыкантов с международным признанием, а сам фестиваль – в одно из самых ожидаемых событий столичного сезона и, безусловно, главный форум камерной музыки в Москве. Концерты юбилейного «Возвращения» пройдут в Рахманиновском зале Московской консерватории 9, 11, 13 и 15 января.

Четыре программы, каждая из которых объединена единой тематикой, – неизменный формат фестиваля, нарушавшийся лишь раз – по случаю десятилетия. Темы и их воплощение всегда нетривиальны, непредсказуемы, и эта фирменная фишка «Возвращения», пожалуй, – главный магнит для меломанов. Где еще в один вечер услышишь невероятный микст из хитов и раритетов Ференца Листа, Альбера Русселя, Леоша Яначека, Сергея Невского, Иоганнеса Брамса, приправленных вальсом «Амурские волны» Макса Кюсса? Да и при чем тут «Амурские волны»? Но такие программные ребусы решать одно удовольствие, как и слушать отличного качества камерную музыку в отличном исполнении «возвращенцев».

Темы XX фестиваля – «Муки любви», «Закат», «Эпитафии» и традиционный «Концерт по заявкам». Мы попросили исполнителей и авторов представить произведения, которые прозвучат на «Возвращении».

Newski_(c) Harald Hoffmann.com_3_t.jpg
Фото предоставлено
пресс-службой фестиваля

9 января – «Муки любви»

Сергей Невский (композитор)

«Правила любви», фрагменты цикла (2013)

«Правила Любви» написаны по книжке фольклориста Сергея Борисова «Рукописный девичий рассказ», выпущенной издательством ОГИ в 2002 году. Это собрание анонимных рассказов про любовь, которые – до появления ВКонтакте и Facebook – советские школьницы записывали в альбомы. Это реальные истории, городской фольклор 70-х–80-х годов.

Рассказы делятся на три группы: истории со счастливым исходом, истории, заканчивающиеся смертью одного из героев, и истории, заканчивающиеся смертью обоих героев. Части называются «Любит», «Не любит», «Совсем не Любит», «Точно любит» и так далее. Всего в цикле 8 частей, и он построен по принципу барочной сюиты, то есть возрастающего контраста.

Эта вещь допускает элемент юмора и театральности. Я проводил тестовые показы перед студентками колледжа, и когда 16-летние девочки смеялись, особенно на каких-то трагических местах, мне это нравилось, потому что там можно и нужно смеяться.

Сочинение написано в 2013 году по заказу норвежского AJO ансамбля и с тех пор исполнялось 17 раз разными ансамблями в разных странах. Инициаторами заказа были аккордеонист Сергей Чирков и русская певица Наталья Пшеничникова.

В концерте 9-го января будут исполнены 4 части, которые могут существовать как самостоятельный миницикл.

Алиханова чб_t.jpg
Фото предоставлено
пресс-службой фестиваля

11 января – «Закат»

Мария Алиханова (флейта)

Тристан Мюрай, «Treize couleurs du soleil couchant («Тринадцать цветов заходящего солнца») для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (1978)

Первое, что хочется сказать про эту пьесу, может выглядеть банально – она безумно красивая. Хотя определения «красивая» часто сознательно избегают в современной музыке, в том числе и её создатели, боясь, как бы, не дай бог, не подумали, что это слащаво, понятно. Но мне как исполнителю пьесы, чувствующему её изнутри, важна именно красота – красота звуков и их преображения, от зарождения до так называемого «искажения», хотя слово «искажение» не очень подходит для этой музыки. Сам Тристан Мюрай говорит об использовании приёмов не ради новизны, а ради выразительности, для него внутренняя форма звука важнее внешней.

Каждая из 13 частей пьесы озаглавлена названием цвета. В музыке этот цвет как бы преломляется, расщепляется, и мы попадаем внутрь цвета, смотря на закат. Каждый следующий фрагмент цепляется за предыдущий, цвета плавно переходят один в другой. Ведь что такое спектральная композиция? Это исследование тембра с его характерными особенностями, а строительным материалом служат обертоны конкретного звука (которые могут быть получены с помощью компьютера, либо на слух), а ритм рождается из акустических биений.

По моим исполнительским ощущениям эта музыка – прямое продолжение французского импрессионизма. Воздействие зрительного образа одинаково характерно и для импрессионистов, и спектралистов – «Заходящее солнце» у Мюрая и «Восход солнца» у Моне. Погружаясь вглубь тембров, в необычное звучание обычных инструментов, стараясь передать в звуках краски солнечных лучей, я в результате чувствую и слышу то, что напоминает мне мои ощущения в Сонате для флейты, альта и арфы Дебюсси. Ведь именно Дебюсси можно назвать первым спектралистом: он взял эти три инструмента по принципу сходства обертонов в тембрах и, по сути, построил первый аналоговый синтезатор.

Роман Минц_t.jpg
Фото предоставлено
пресс-службой фестиваля

Роман Минц (скрипка), автор идеи и художественный руководитель фестиваля

Франц Шуберт, Трио ми-бемоль мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 100 (1827)

Это произведение написано смертельно больным человеком. Шуберт сочинил его вскоре после смерти Бетховена, которого он пережил всего лишь на год и переклички с музыкой которого, конечно, слышны в Трио.

Трио при жизни Шуберта было исполнено один единственный раз в публичном концерте, после чего композитор сделал в нем купюры. Даже с сокращениями сочинение длится больше 40 минут, но у меня нет ощущения, что оно затянуто. По протяженности, по музыкальному наполнению Трио практически не отличается от четырехчастной симфонии, просто написано оно для трех инструментов. Кроме того, в романтическую эпоху время стало ощущаться по-другому.

Вторая часть Трио основана на шведской народной песне, которую Шуберт слышал незадолго до того в исполнении Исаака Альберта Берга. Он любил слушать этого шведского певца в домашних концертах, искал с ним встреч и всегда интересовался, будет ли на вечере Берг – если да, обязательно приходил сам. Песня называется «Смотри, солнце садится», в ней говорится о закате и о прощании. Ее тема является основной второй части и возвращается в финале. Поскольку Трио – одно из последних сочинений Шуберта, оно имеет отношение к теме заката и в прямом, и переносном смысле. И несмотря на то, что это огромное произведение с большой палитрой самых разных настроений заканчивается в мажоре, оно все равно оставляет щемящее чувство одиночества.

Максим Рысанов_t.jpg
Фото предоставлено
пресс-службой фестиваля

13 января – «Эпитафии»

Максим Рысанов (альт)

Сергей Ахунов, «Квинтет памяти Музыканта» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано (2014)

Одним из произведений, в исполнении которых я приму участие, будет «Квинтет памяти музыканта» Сергея Ахунова. Это сочинение я буду исполнять впервые, но оно было одним из первых и сильных впечатлений от музыки этого композитора. Как-то раз я был в гостях у Сергея, и он, закончив работу над совсем еще свежей пьесой «Лесной царь», поставил запись Квинтета. С тех пор я хотел его сыграть, но никак не удавалось. Современную музыку часто боятся включать в программы, а Квинтет удачно подошел теме третьего концерта фестиваля – «Эпитафии». Здесь нет разницы, какую музыку ты играешь – старинную или новую. Здесь музыка и идея неразделимы, просто они должны вписываться в рамки правил игры, придуманной руководителями темы.

Дмитрий Булгаков_t.jpg
Фото предоставлено
пресс-службой фестиваля.

Дмитрий Булгаков (гобой), автор идеи и художественный руководитель фестиваля

Витольд Лютославский, «Эпитафия» для гобоя и фортепиано (1979)

«Эпитафия» для гобоя и фортепиано написана Лютославским по заказу гобоистки Джанет Крекстон в память о ее муже, пианисте Алане Ричардсоне. Джанет впервые исполнила «Эпитафию» в 1980 году в Лондоне.

Всего 5 минут музыки. Всего лишь одна медленная тема, проходящая рефреном, и неожиданно врывающиеся удары быстрых пассажей. Контраст скорби отрешенной, интимной и безудержной, оглушающей.

Звук гобоя пронзительный и красивый – и в шепоте, и в крике.

Для творчества Лютославского это произведение во многом стало поворотным. Через 10 лет композитор писал, что нашел в «Эпитафии» то, что искал долгие годы.

Блаумане чб_t.jpg
Фото предоставлено
пресс-службой фестиваля

15 января – «Концерт по заявкам»

Кристина Блаумане (виолончель)

Петерис Васкс, Plainscapes для фортепиано, скрипки и виолончели (2002)

Петерис Васкс сыграл в моей творческой жизни большую роль, я много играла его музыку, в том числе «Книгу» для виолончели соло, участвовала в исполнении произведений для оркестра. И всегда его сильная, эмоциональная и медитативная музыка оставляла огромное, почти гипнотическое впечатление.

Произведение «Plainscapes» в оригинале написано для скрипки, виолончели и хора. Позднее композитор сделал его версию для фортепианного трио. «Plainscapes» («Равнины»), наверное, одно из лучших музыкальных воплощений латвийской природы, которую Петерис Васкс – человек, с которым я имела честь сотрудничать и общаться, – просто боготворит. Каждая его нота дышит природой Латвии, и я не знаю композитора более «латышского», чем Васкс.

В мире, который стоит на пороге экологической катастрофы, человек ищет равновесие и спасение вдалеке от городского шума и политических коллизий. Частью музыки в этой пьесе является тишина. Из нее рождается медитативное начало, которое постепенно обретает силу, становится необъятным, как горизонт – так возникает образ нескончаемой равнины. Солнце восходит, птицы поют – используя технику алеаторики, Васкс воссоздает в музыке чудо пробуждения природы. Потом все постепенно затихает и уходит в тишину. Все движется по кругу: так каждый год природа умирает, чтоб заново возродиться.

Филипп Чижевский_t.jpg
Фото предоставлено 
пресс-службой фестиваля

Филипп Чижевский (дирижер)

Игорь Стравинский, Месса для смешанного хора и ансамбля духовых (1948)

Стравинский не рассчитывал, что его духовные сочинения будут исполняться в храмах. «Месса» не стала исключением, ее премьера состоялась в 1948 году в театре «Ла Скала».

Для Стравинского не столько важно было создать духовное сочинение, сколько воспроизвести жанровую и стилевую модель. «Месса» написана в русле неоклассицизма, но не укладывается в это узкое понятие, ограничивающее нас одной эпохой: ее правильнее было бы назвать неоренессансной, неосредневековой и даже неофольклорной. Грузинские мотивы, которые здесь сильно повлияли на язык Стравинского, можно связать с его интересом к мелизматике монтевердиевского типа, ведь на всю старую музыку фольклор – древние распевы, в том числе восточные, – оказали большое воздействие. Как и всегда, Стравинскому крайне интересен ритм. В «Мессе» он удивительным образом играет с акцентами, неожиданно меняет ударения в словах – это как раз идет от фольклора, иногда так и представляешь себе этих горцев.

Музыкальное время здесь интересно соотносится со временем реальным, оно очень сжато: «Месса» или «Requiem Canticles» звучат в районе 17 минут, но кажется, что гораздо дольше. То же самое с «Реквиемом» Лигети: он длится 25 минут, а проживаешь будто бы целый «Парсифаль».

Стравинский в «Мессе» не просто показал владение стилем, знание эпохи и ее законов. Он ко всему относился с известной долей иронии, и, мне кажется, духовная музыка – не исключение. Чем больше «копаешься» в «Мессе», тем больше замечаешь нарочитых диссонансов, «фальшивизмов», разбросанных по партитуре. Стравинский троллил всех, но троллил по-доброму.

Маркиз чб.jpeg
Фото предоставлено
пресс-службой фестиваля

Лев Маркиз (дирижер)

Рихард Вагнер, «Зигфрид-идиллия» для флейты, гобоя, двух кларнетов, фагота, двух валторн, трубы и струнного квинтета (1870)

Мой внук в детстве был ярым «вагнерианцем» и девяти лет от рода стал самым юным членом «вагнеровского общества» в Лондоне (Гиннесс!!). Часто мы сиживали перед камином моего французского дома и с партитурами в руках слушали оперы Вагнера. Бен знал все мельчайшие детали запутанных сюжетов и упрямо посвящал в них меня.

Единственным облегчением (когда я уже окончательно запутывался) становились чисто инструментальные отрывки – такие, например, как «Зигфрид-идиллия» – я наконец был избавлен от сюжетных «спагетти» и мог спокойно наслаждаться Музыкой!

Со временем внук перекинулся на Верди, Россини и Моцарта, а я на всю жизнь остался привязан к этим восхитительным «бессловесным островкам» немецкого Гиганта...

Оригинал «Идиллии» написан для 13-ти инструментов – пяти струнных и восьми духовых, что оправдывает мое участие в «Возвращении» в качестве скромного «регулировщика», хотя, не сомневаюсь, превосходные музыканты, участники «Возвращения», могли бы прекрасно обойтись и без участия оного!

Просьба – не выдавайте меня, пока уже не окажусь на сцене!!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1338
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2201
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1344
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1409

Другие новости