Художники призывают к отказу от глобализации.
Фото со страницы Галереи XL в Facebook |
Краснодарскую арт-группировку ЗИП, взявшую название по Заводу измерительных приборов, в Москве приметили во время II Биеннале молодого искусства в 2010 году на Artplay, через год после того, как ЗИПы начали работать в Краснодаре. С тех пор для небезразличных к актуальному искусству зиповские выставки относятся к разряду must see, а самим им в 2014-м наконец-то дали премию «Инновация». Сейчас ЗИПы встряхнули подраcтерявший былой задор Винзавод «Черным рынком». А уже в марте 2017-го большая их выставка откроется в Московском музее современного искусства.
По форме это напоминает стихийное бедствие, перерастающее в стихийную же радость. В пору политической, экономической и социальной нестабильности, нестабильности в кубе, а куб ведь – куб галерейного пространства, замкнутого, окружающего зрителя тотальной инсталляцией, – так вот в периоды тотальной нестабильности нужно жить весело. Но откликаясь на вопросы и запросы времени. Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Степан и Василий Субботины – это такая мануфактура времен дикого капитализма в отдельно взятой стране, отвечающая ему здоровенным коллажем Crocodile Business, проломленным к чертям (реплика глобализму?) глобусом, по которому ползут цветные пауки, превращенным в избирательную урну агитационным пунктом за вступление в партию большинства – грибов и лишайников. И базарной палаткой.
Перед запертой палаткой-клеткой лежит ковер, на стенке сооружения – инструкция по покупке ценностей. Ну, деньги под ковриком можно оставить. В палатке изобилие картинок, эдакое в духе «каждому по потребностям»: супрематический клин или козы на лугу, памятник Пушкину или сарделька, анархия или остров неизбывной (не)стабильности – то ли метеорит, то ли буек с боевой раскраской перевернутого вниз «головой» российского флага.
«Черный рынок» – разом тотальная инсталляция и интерактивная сценография, превращающая зрителей в участников и мешающая внутреннее пространство с внешним. Вошедший оказывается и на базарной площади, где торгуют даже с багажника машины (разумеется, сделанного руками художников из подручных материалов), и в выставочном зале, «осеняемом» из красного угла «Черным квадратом». Он – и «икона» нового искусства, и впоследствии коммерческий «идол» – у ЗИПов картина висит углом, ромбом и превращена во вскинувшую брови физиономию. Здесь нужно заглянуть в щель крохотного забора и войти внутрь огромного гриба, таким образом превратившись в него, – раз уж рядом агитируют за упомянутую партию большинства. Тут кое-где можно просто посмотреть, кое-где подкрасить, а взгромоздившись на тележку с обелиском, сыграть на кастрюлях, вспомнив, например, огрямохи Германа Виноградова.
Вместе с тем этот проект – поле гиперссылок: помимо политических параллелей и цитирования Малевича здесь ученый ворон сидит возле солженицынского «Бодался теленок с дубом». Животные из гвоздей: коты, петухи, вороны – повсюду. Выглядят изящным кружевом. Показывают, что ЗИПы куют железо не хуже, скажем, Энтони Гормли (чьих сделанных из железных палочек людей показывал в 2009-м Гараж) и Дмитрия Гутова с его железными сериями. И вместе с тем кажутся саркастической репликой хулителям эрмитажной выставки Яна Фабра.
Притом что у зиповского проекта эстетика сделанности на коленке, самопальности, это именно сделанность и тщательная выверенность и выставки как панорамы, единого организма, и как инсталляции, которую интересно разглядывать в деталях. Ценное для сегодняшнего искусства качество. А главное, в проекте, открывшемся на Винзаводе, где четыре года назад важнейшие галереи трубили о проблемах и переформатировании, что ставило вопрос шире – о неразвитости российского арт-рынка (сейчас, правда, Владимир Овчаренко, владелец галереи «Риджина», как раз на Винзаводе проводит торги аукциона Vladey, но это тоже идея частная, камерная), – ЗИПы без причитаний действуют созидательно, предлагая сообществу взять инициативу в свои руки по принципу самоорганизации. Для них, придумавших самопровозглашенный, независимый и некоммерческий КИСИ (Краснодарский институт современного искусства), фестиваль «Может» и арт-резиденцию в поселке Пятихатки, это жизненная позиция и художественный метод.