0
3687
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2016 00:01:00

"Тартюфа" играют как историю семьи Николая Второго

Тэги: театр, электросталь, тартюф, театральная критика


Гувернантка великих княжон – единственная, кто не попадет под «обаяние» Тартюфа-Распутина.		Фото с официального сайта театра
Гувернантка великих княжон – единственная, кто не попадет под «обаяние» Тартюфа-Распутина. Фото с официального сайта театра

В нынешнем сезоне многие театры заявили или уже представили свои премьеры, так или иначе связанные с революцией 1917 года. Электротеатр «Станиславский» не стал исключением, что в некоторой степени удивительно, и в канун столетия революционных событий выпустил спектакль по комедии французского классика, по воле режиссера ставшей трагедией царствования последнего русского царя.

В «Тартюфе» Филиппа Григорьяна дом Оргона превращается в резиденцию Романовых, а пригретый у царского двора святоша не кем иным, как Григорием Распутиным. Время действия переносится не один раз – режиссер, вкрапляя и приметы нашего времени, пытается найти ответ на вопрос, в какой момент Россия полетела под откос и почему до сих пор так и «летит». В сущности, ответы так и не приходят, но вопросы представлены настолько выпукло и устрашающе – угасающая красота конца империи завораживает, что моралите мольеровского «Тартюфа» вместе с осколками исторической памяти оставляет сквозную рану.

«Тартюф» в Электротеатре – спектакль-обманка. Во-первых, раскроем карты – зрителей ждет квест еще до начала спектакля. Несмотря на то что постановку играют на классических подмостках и зрителям предложено быть молчаливым свидетелем мистического преступления века, есть одно условие игры – нужно сесть с той стороны открытого помоста, цвета которой был выдан браслет. И тут открывается визуальная перспектива, в которой не только персонажи не видят истинную суть друг друга, а лишь отражения собственных чаяний, но и зрительный зал видит себя, будто в зеркале. И если уж пришлось сесть с одной стороны, пусть это будет зеленый цвет, цвет царского дома, то вблизи тайны черного подпола Тартюфа весь первый акт уже не увидишь. В этом сценическом ребусе – метафора параллельных миров, где одно и то же явление – нутро Тартюфа, здесь символа хтонических сил, – все видят абсолютно по-разному. Во-вторых, первую часть спектакля (до уничтожения Дома) режиссер выстраивает как блестящую монолитную историческую реконструкцию. С кинематографической подлинностью усаживает царскую семью за обеденный резной стол с накрахмаленной скатертью, тщательно прорабатывает каждую поэтическую строфу мольеровского стиха, отчего чеканное слово классицизма перестает быть тяжелым бременем и для зрителя, и, кажется, даже для актеров, словно купающихся в переливах рифмы. Из второго же акта, разоблачающего и стремительного в отличие от несколько затянутого первого, Григорьян конструирует тотальную инсталляцию в стиле «грязного» и контрастного гранжа. Эта часть спектакля, хоть и задумана в противовес первой хаотичной, явно труднее переваривает наложение исторической ретроспективы («Манифеста об отречения», неразбериху Первой мировой) на фабулу «Тартюфа».

Ассоциация с царской семьей Романовых в спектакле буквальна: актеры подобраны до фотографического сходства. Юрий Дуванов (Оргон) – с мягким интеллигентным лицом Николая II. Субтильный Евгений Капустин (Дамис) в матроске и с бутафорской сабелькой – юный царевич Алексей. Эффектная Ирина Гринева (Эльмира) – императрица Александра Федоровна. Роль Марианы роздана четырем актрисам по числу великих княжон. Елена Морозова, как и всегда, играет пограничного персонажа, ее Дорина здесь – русская гувернантка, в которой женская хитрость сочетается с мужской выдержкой. Она единственная, кто не попадает в омут обмана Тартюфа. И у Григорьяна она похожа на вещую Кассандру, знающую каждый шаг наперед. Главный же образ Тартюфа–Распутина (в одном из составов его ярко и сочно играет актер Лера Горин) становится в спектакле настоящим аттракционом. Из грязного в отрепьях старца-лешего, по северному «окающего», в парике и гриме, достойных первых постановок МХАТа, он превращается в лоснящегося черного попа со сластолюбивыми наклонностями, который утаскивает в свое подземелье (еще недавно туда выбрасывали объедки со стола) императрицу для оргии. Именно этот эпизод, данный на сцене в видеозаписи, как будто документальной, и является началом конца. Все погружается во мрак – прежний мир в одночасье рушится. Когда Тартюф получает все – имущество, женщин, власть, – его уже не узнать. Это золотое пугало-трансвестит, разряженное в пух и прах (художник по костюмам в своем любимом американском стиле – Галя Солодовникова), он уже не льет свои медовые речи, а молча брыкает позолоченными ножками, с удовольствием глядя, как императора пришедшие на смену капельдинерам во дворце следователи ВЧК в застенках допрашивают и унижают. Один из них (пристава играет Азамат Нигманов) олицетворяет, по-видимому, Среднюю Азию, заполоняющую сегодня бывшую империю, – он берет и переворачивает на голову бывшему же императору свой «доширак» от судебного обеда. Тот так и застывает с этой натуральной лапшой на голове памятником слепого простодушия, пока на него любуется преображенный Тартюф – карикатура на нашу расфуфыренную распухшую Церковь. В своем уме здесь остаются только силы интервенции – дамы, отдаленно напоминающие европейских министерш (госпожа Пернель – Татьяна Майст и офицер – Людмила Розанова). Итог неутешительный – посрамленному пустоголовству России в спектакле противопоставлена трезвость и дипломатия непоколебимой Европы, которая в очередной раз пытается вытащить неразумного соседа из собственноручно вырытой ямы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1067
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
658
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1283
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1281

Другие новости