0
2024
Газета Культура Интернет-версия

07.11.2016 00:01:00

Неподвижное время всех обгоняет

Тэги: персональная выставка, концептуализм, ярослав козловский, москва


персональная выставка, концептуализм, ярослав козловский, москва «Новостные игры 2». Фото со страницы ГЦСИ в «ВКонтакте»

«Ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг» – проект, подготовленный Государственным центром современного искусства вместе с варшавским фондом Profile и кураторами Натальей Гончаровой и Боженой Чубак. Но показывают художника на площадке «Рабочий и колхозница», входящей в объединение «Манеж». В здании самого ГЦСИ на Зоологической улице к мини-ретроспективе Ярослава Козловского должен был быть приурочен показ о польском перформансе, однако музейно-выставочный центр РОСИЗО, с которым перед началом лета скандально слили ГЦСИ, его отменил. А с выставки самого Козловского распорядился снять несколько работ. Тем не менее эта экспозиция, как планируется, открывает цикл «Измеряемое время» о современном искусстве Восточной и Центральной Европы и Балканского полуострова.

Больше десятка часов на белой стене ловят зрителя в замкнутый круг безвременья – на циферблатах хаотично двигаются, кажется, лишь секундные стрелки. «Петля» 2007 года – одно из многих, начиная с конца 1960-х, размышлений Ярослава Козловского о восприятии и отражении времени. Время как проживаемая человеком жизнь, связанная с принадлежавшими ему часами (для прошлогоднего «Архива времени», показанного в венецианском Palazzo Mora в рамках проекта «Personal Structures – Crossing Borders», художник отмечал на часах инициалы их прежних владельцев), и время, которое меняется каждую секунду, но которое сложно объективно отразить – разве что звук тикающих стрелок играет на нервах.

Неуловимое, но неумолимо оставляющее следы время, которое и объективно, и субъективно одновременно, вообще понятия реальности и субъективного, искаженного по тем или иным причинам ее отражения, – из числа главных мотивов, интересующих Козловского. «В каком-то смысле время – причина искусства, каждый художественный жест – определение настоящего времени, каждое обращение к будущему или побег в прошлое – знак времени. Искусство, в сущности, – борьба со временем, попытка закрепить, выжить», – говорит художник в каталожном интервью с Боженой Чубак. Невозможность от Хроноса сбежать, как и изменить прошлое или сделать вид, что это самое время не замечаешь, Козловский показывает в инсталляции 2005-го «Транзит». Возле тележки, выше человеческого роста упакованной старенькими чемоданами, на узкой длинной полке стоят «слепые» часы-будильники: и багаж, и будильники сплошь выкрашены разноцветными красками, и то, и другое, очевидно, было чьим-то, но осталось в зоне безвременья, о которой концептуалист говорит и в «Петле». Время, замершее для одних людей, для других продолжает идти вперед, пусть и в гулко «звенящих» тишине и пустоте. Часы появляются и в ранней фотосерии Козловского «Стыд» 1968 года – вместе с поношенной обувью и цепями. Когда Франция переживала студенческую революцию, до Польши ее проявления тоже докатились, но одновременно наблюдался всплеск антисемитизма: десяткам тысяч человек пришлось покинуть страну. «Мне было стыдно, что я не еврей», – вспоминает в интервью Козловский о другой, дипломной работе, теоретическую часть которой его научный руководитель назвал «еврейским ревизионизмом».

Границы и стандарты, «объективно» увиденная с определенного ракурса «реальность» – другая важная для Козловского тема, связанная с политикой и со СМИ. Из газет разных стран и времен сделаны лаконичные серии нулевых годов о «Переработанных новостях» и инсталляции. Тут в наличии и современная российская пресса, и «Правда», отчего, с одной стороны, снова вспоминаешь, что выставка проходит в павильоне «Рабочий и колхозница», реконструкция которого отсылает к 1937 году и Всемирной выставке в Париже. А с другой стороны, на память приходят едкие вариации с главным советским печатным органом, придуманные в 1970-х Александром Комаром и Виталием Меламидом в «Съедении «Правды» или Вагричем Бахчаняном в работе «Вся «Правда» органа ЦК КПСС (она же – «Голая «Правда»). Жест Ярослава Козловского резче и прямолинейнее: поначалу он, закрашивая разными цветами газетные полосы, оставлял на них «окошки», будто делал свою, новую работу поверх напечатанного, а потом и вовсе красил листы целиком, оставляя только названия газет и рубрик. «Картины дня» из прессы концептуалист воспринимает скептически – как декоративный фон, качество которого тут у всех одинаковое. И показывает эту «реальность» увиденной будто сквозь фильтры – развешивает «Переработанные новости» по сочетанию колеров, а в инсталляциях – то раскладывает по пакетам подкрашенные «корешки», то цветные скомканные страницы бросает в горку на полу.

Как искусство идеи концептуализм работает со столкновением разных контекстов, с жизнью, регламентированной на политическом уровне, и с частным пространством. В 1970-м Козловский провел в Польше перформанс «Зона воображения», стихийно развесив одноименные таблички там, где предполагалась возможность полета фантазии (документация есть на московской выставке). И повторил эксперимент в Дрездене и в Торуни уже в 2000-х, однако надписи демонтировали то из-за того, что художник крепил их к частной собственности, то из-за отсутствия разрешения города. Выставку Козловского первоначально предполагали в 2014-м, во время перекрестного Года Польши–России, но из-за политических событий он был отменен. Сейчас она, уже несколько в другом формате, наконец открылась, однако с нее по цензурным соображениям пришлось снять работы из серии «Эмпатии»: «Взаимную эмпатию Мао и китайского народа», «Взаимную эмпатию мифа и мифологии» и «Взаимную эмпатию Сталина и Гитлера». Категории границ, времени и свободного воображения не теряют остроты.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
939
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1257
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1576
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1098

Другие новости