Фото сайта rosizo.ru
В ГЦСИ, который в конце весны скандально слили с РОСИЗО, подчинив этой организации совсем другого профиля (см. "НГ" от 26.05.2016), идут тягостные перемены. При новом руководстве - директоре РОСИЗО Сергее Перове - в ГЦСИ идет кардинальная реструктуризация, и кроме того, вероятно, центр лишится выставочного зала на Зоологической улице. По информации источника "НГ", за это время в московском ГЦСИ из 90 сотрудников уволились больше 30-ти. Уходит и основатель и художественный руководитель центра Леонид Бажанов.
"Мы писали письма и в Министерство культуры, и в правительство, и Сергею Перову. На первое письмо из министерства пришла отписка о том, что в творческие проекты они вмешиваться не будут. Но уже вмешиваются: сейчас отменили выставку о польском перформансе на Зоологической улице.", - сказал в разговоре с "НГ" Леонид Бажанов. (Выставка была приурочена к подготовленной ГЦСИ ретроспективе Ярослава Козловского, которая открывается завтра в "Рабочем и колхознице" - "НГ".)
Из московского ГЦСИ сейчас уходят и руководитель отдела художественных программ Ирина Горлова, и глава отдела кино и видеоарта Карина Караева, и заведующая аудио-видео сектором медиатеки Юлия Овчинникова, еще раньше центр покинула заведующая фондами Алина Федорович. Коллектив, складывавшийся годами и даже десятилетиями, оказывается практически обескровленным. Это - из числа последствий фактического слома механизма функционирования ГЦСИ в Москве. Присоединенный приказом министра культуры к РОСИЗО (напомним, эта организация, возглавленная год назад Сергеем Перовым, который никогда не имел отношения к актуальному искусству, - с советских времен была фактически запасником закупаемого государством искусства и дело имела в основном с соцреализмом), ГЦСИ теряет самостоятельность. Перов, между тем, пока даже не появлялся на вернисажах вверенного ему ГЦСИ.
Почему переподчинение происходит так - в контексте сегодняшнего отката к советскому времени и разговоров о цензуре - вопрос риторический. Теперь при РОСИЗО существует несколько дирекций. Как рассказала нам Ирина Горлова, "это дирекция спецпроектов по современному искусству, которую возглавила Екатерина Кибовская и которая забирает проекты ГЦСИ, в частности, конкурс "Инновация" и Биеннале молодого искусства. Это дирекция регионов, во главе нее стала руководитель Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова. Эта дирекция берет существующие филиалы и те, что будут открываться - но все они подчиняются РОСИЗО. И третья - дирекция московского ГЦСИ, который сейчас, получается, выходит из сети филиалов. Какая между этими дирекциями связь, нам пока непонятно." По информации "НГ", также появилась отдельная дирекция по научной деятельности, к которой перешла медиатека ГЦСИ, и отдельная - по коллекциям ГЦСИ. Руководить московским ГЦСИ с ноября назначили не специалиста из этого коллектива, а представителя РОСИЗО (заместителя гендиректора этой структуры) Веру Лагутенкову. Как будто московскому ГЦСИ, первой в России государственной институции по развитию современного искусства, появившейся еще в 1992 году, "откручивают" голову, ноги-руки. Формально не увольняя сотрудников (кроме прежнего руководителя Михаила Миндлина), но создавая условия, в которых для многих работать становится практически невозможно.
"Должность мне предложили прежнюю, - комментирует "НГ" Ирина Горлова, - но внутри новой дирекции РОСИЗО. Кажется, что задачи и обязанности центра остаются прежними, просто он становится частью большого объединения. И что производственные мощности РОСИЗО помогут в технической реализации проектов. Об этом, кажется, говорили те, кто в самом начале поддержали идею слияния. Но опыт последних четырех месяцев показал, что мы теперь не можем отвечать за взятые по долгу службы обязательства. Теперь я "общаюсь" с неизвестными мне людьми без лиц, которые сидят где-то далеко и отвечают в системе электронных согласований, редко вникая в суть проекта. В результате - после долгих недель такого согласования может прийти неожиданное распоряжение изъять из выставки ряд произведений. Запуск проекта для ГЦСИ означал, что все подразделения готовы включиться в его реализацию, теперь выполнение обязательств, кажется, полностью ложится на кураторов и координаторов, которые обретают необходимые для искусствоведов навыки по составлению договоров, написанию приказов. Все это кажется со стороны ерундой, но это отнимает огромное количество времени и сил, тормозит процессы. Наша деятельность - непонятна и не нужна новым руководителям. Но это - механика, ее легко отрегулировать, вместо малоэффективных работников пригласить других. Самое важное - как сохранить содержание? Как сделать так, чтобы понятие словосочетания -"современное искусство" не поменяло смысл? Чтобы из него не изъяли начинки, превратив в сияющий, привлекательный пузырь?"
Худрук ГЦСИ Леонид Бажанов рассказывает "НГ": "Мы рассчитывали, что этот погром остановится или по крайней мере приобретет конструктивный и внятный характер. Этого не произошло, поэтому мы уходим. Идет разрушение структуры московского ГЦСИ, например, медиатека и исследовательский отдел отрываются от отдела организации выставок. Мне соображения, из которых это делается в новой структуре, не представлены. Мне предлагали должность советника, но в этом качестве за прошедшее время я ни разу не выступал. С директором РОСИЗО Сергеем Перовым с конца мая мы встречались трижды. Недавно он сказал, что если у меня возникнут какие-то проекты, он готов их со мной обсуждать даже как со свободным куратором. Посмотрим, будет ли это так. Но для себя я не вижу возможности остаться, поскольку мне предлагают ничего не делать, а прикрывать своей репутацией то, что происходит."
Только что в здании на Зоологической улице, отстроенном в свое время специально под ГЦСИ, где на втором этаже есть большой выставочный зал, а на 3-м - лекционный, завершилась выставка "Возможность быть другим". Новых выставочных планов на эту площадку почему-то не озвучивают. Зато в соцсетях давно обсуждают возможное закрытие выставочного зала. Еще в конце сентября на звонок в центральный офис РОСИЗО "НГ" ответили, что пресс-службы у организации пока нет, а на просьбу прокомментировать слухи о возможном переезде детских студий на место выставочного зала сказали, что слухи, как и свою внутреннюю деятельность, не комментируют. На аналогичный письменный запрос в пресс-службу Минкульта последовал ответ: "Вопрос эксплуатации, а также формирования планов по реконструкции и проведению капитального ремонта зданий Государственного центра современного искусства, расположенных по адресу: Зоологическая улица, д.13, стр. 3 и 4, в настоящее время находится в ведении руководства ГЦСИ. В связи с этим рекомендуем Вам за пояснениями обратиться в администрацию ГЦСИ." Круг замкнулся. Несмотря на не раз декларировавшуюся Минкультом политику открытости. Нужно ли лукаво выбирать между детьми и современным искусством, тоже, очевидно, вопрос праздный. Иначе подходящее пространство было бы логичнее найти студиям, не отнимая специально оборудованный выставочный зал.
"По словам Перова, у него есть предписание совершить перевод детских студий в выставочный зал ГЦСИ, поскольку студии работают в Доме Поленова, находящемся в аварийном состоянии. Мне кажется, это предлог, чтобы закрыть выставочный зал. Сначала в нем хотели разместить офис клерков, а потом, понимая, что это совсем дико, решили переиграть на детские студии. Перов говорит, что сейчас ищут помещение для выставочного зала ГЦСИ. Но можно было искать помещение для студий, - говорит Леонид Бажанов. - Подобная реорганизация делается в принципе по-другому. Нас могли бы пригласить в Министерство культуры на встречу с директором Перовым. Министр мог бы представить свои варианты. Сейчас это совершается вне поля культурной деятельности. В деконструкции ГЦСИ несколько разнонаправленных линий. Это и идеология в области современной художественной культуры, и меркантильные соображения: думаю, интерес привлекает не только наша стратегия в области развития современного искусства, но и наша политика приведения в порядок зданий филиалов или строительства музейного здания на Ходынке."
При этом филиалы в регионах, напомним, теперь напрямую подчиняющиеся РОСИЗО, вроде бы еще не трогают. Пока. По данным "НГ", Сергей Перов даже помог Северо-Кавказскому филиалу ГЦСИ: когда тендер на проведение знаменитого симпозиума "Аланика" выиграла фирма, подобные мероприятия проводить не способная, он добился отмены результатов и проведения нового конкурса. 10-ю "Аланику", однако, пришлось передвинуть по срокам - симпозиум должен открыться через несколько дней. Но, увы, погоды это не делает, утонув в общей реструктуризации московского ГЦСИ. В котором, к примеру, про соглашение об открытии нового филиала в Саратове узнали постфактум. Можно предположить, филиалы нужны не только нынешнему руководству РОСИЗО, но и правительству в целом - когда, как в советской модели, есть центр и отделения по всей стране широкой. Опасения вызывает то, дадут ли филиалам свободно развиваться.
Посмотрим, в какую сторону повернет конкурс "Инновация", которым теперь займется Екатерина Кибовская (напомним, сестра главы столичного департамента культуры, в этом году она стала комиссаром V Московской международной биеннале молодого искусства) - какой экспертный совет ему подберут и какое искусство там будут отмечать. Ну а что касается многострадального проекта большого музейного здания ГЦСИ на Ходынке, если оно будет наконец достроено, то достанется, скорее всего, уже не ГЦСИ. Другим, идеологически "правильным".