0
4859
Газета Культура Интернет-версия

02.11.2016 20:33:00

Размывай и подавляй

Тэги: минкульт, гцси, росизо, выставочный зал


минкульт, гцси, росизо, выставочный зал Фото сайта rosizo.ru

В ГЦСИ, который в конце весны скандально слили с РОСИЗО, подчинив этой организации совсем другого профиля (см. "НГ" от 26.05.2016), идут тягостные перемены. При новом руководстве - директоре РОСИЗО Сергее Перове - в ГЦСИ идет кардинальная реструктуризация, и кроме того, вероятно, центр лишится выставочного зала на Зоологической улице. По информации источника "НГ", за это время в московском ГЦСИ из 90 сотрудников уволились больше 30-ти. Уходит и основатель и художественный руководитель центра Леонид Бажанов.

"Мы писали письма и в Министерство культуры, и в правительство, и Сергею Перову. На первое письмо из министерства пришла отписка о том, что в творческие проекты они вмешиваться не будут. Но уже вмешиваются: сейчас отменили выставку о польском перформансе на Зоологической улице.", - сказал в разговоре с "НГ" Леонид Бажанов. (Выставка была приурочена к подготовленной ГЦСИ ретроспективе Ярослава Козловского, которая открывается завтра в "Рабочем и колхознице" - "НГ".)

Из московского ГЦСИ сейчас уходят и руководитель отдела художественных программ Ирина Горлова, и глава отдела кино и видеоарта Карина Караева, и заведующая аудио-видео сектором медиатеки Юлия Овчинникова, еще раньше центр покинула заведующая фондами Алина Федорович. Коллектив, складывавшийся годами и даже десятилетиями, оказывается практически обескровленным. Это - из числа последствий фактического слома механизма функционирования ГЦСИ в Москве. Присоединенный приказом министра культуры к РОСИЗО (напомним, эта организация, возглавленная год назад Сергеем Перовым, который никогда не имел отношения к актуальному искусству, - с советских времен была фактически запасником закупаемого государством искусства и дело имела в основном с соцреализмом), ГЦСИ теряет самостоятельность. Перов, между тем, пока даже не появлялся на вернисажах вверенного ему ГЦСИ.

Почему переподчинение происходит так - в контексте сегодняшнего отката к советскому времени и разговоров о цензуре - вопрос риторический. Теперь при РОСИЗО существует несколько дирекций. Как рассказала нам Ирина Горлова, "это дирекция спецпроектов по современному искусству, которую возглавила Екатерина Кибовская и которая забирает проекты ГЦСИ, в частности, конкурс "Инновация" и Биеннале молодого искусства. Это дирекция регионов, во главе нее стала руководитель Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова. Эта дирекция берет существующие филиалы и те, что будут открываться - но все они подчиняются РОСИЗО. И третья - дирекция московского ГЦСИ, который сейчас, получается, выходит из сети филиалов. Какая между этими дирекциями связь, нам пока непонятно." По информации "НГ", также появилась отдельная дирекция по научной деятельности, к которой перешла медиатека ГЦСИ, и отдельная - по коллекциям ГЦСИ. Руководить московским ГЦСИ с ноября назначили не специалиста из этого коллектива, а представителя РОСИЗО (заместителя гендиректора этой структуры) Веру Лагутенкову. Как будто московскому ГЦСИ, первой в России государственной институции по развитию современного искусства, появившейся еще в 1992 году, "откручивают" голову, ноги-руки. Формально не увольняя сотрудников (кроме прежнего руководителя Михаила Миндлина), но создавая условия, в которых для многих работать становится практически невозможно.

"Должность мне предложили прежнюю, - комментирует "НГ" Ирина Горлова, - но внутри новой дирекции РОСИЗО. Кажется, что задачи и обязанности центра остаются прежними, просто он становится частью большого объединения. И что производственные мощности РОСИЗО помогут в технической реализации проектов. Об этом, кажется, говорили те, кто в самом начале поддержали идею слияния. Но опыт последних четырех месяцев показал, что мы теперь не можем отвечать за взятые по долгу службы обязательства. Теперь я "общаюсь" с неизвестными мне людьми без лиц, которые сидят где-то далеко и отвечают в системе электронных согласований, редко вникая в суть проекта. В результате - после долгих недель такого согласования может прийти неожиданное распоряжение изъять из выставки ряд произведений. Запуск проекта для ГЦСИ означал, что все подразделения готовы включиться в его реализацию, теперь выполнение обязательств, кажется, полностью ложится на кураторов и координаторов, которые обретают необходимые для искусствоведов навыки по составлению договоров, написанию приказов. Все это кажется со стороны ерундой, но это отнимает огромное количество времени и сил, тормозит процессы. Наша деятельность - непонятна и не нужна новым руководителям. Но это - механика, ее легко отрегулировать, вместо малоэффективных работников пригласить других. Самое важное - как сохранить содержание? Как сделать так, чтобы понятие словосочетания -"современное искусство" не поменяло смысл? Чтобы из него не изъяли начинки, превратив в сияющий, привлекательный пузырь?"

Худрук ГЦСИ Леонид Бажанов рассказывает "НГ": "Мы рассчитывали, что этот погром остановится или по крайней мере приобретет конструктивный и внятный характер. Этого не произошло, поэтому мы уходим. Идет разрушение структуры московского ГЦСИ, например, медиатека и исследовательский отдел отрываются от отдела организации выставок. Мне соображения, из которых это делается в новой структуре, не представлены. Мне предлагали должность советника, но в этом качестве за прошедшее время я ни разу не выступал. С директором РОСИЗО Сергеем Перовым с конца мая мы встречались трижды. Недавно он сказал, что если у меня возникнут какие-то проекты, он готов их со мной обсуждать даже как со свободным куратором. Посмотрим, будет ли это так. Но для себя я не вижу возможности остаться, поскольку мне предлагают ничего не делать, а прикрывать своей репутацией то, что происходит."

Только что в здании на Зоологической улице, отстроенном в свое время специально под ГЦСИ, где на втором этаже есть большой выставочный зал, а на 3-м - лекционный, завершилась выставка "Возможность быть другим". Новых выставочных планов на эту площадку почему-то не озвучивают. Зато в соцсетях давно обсуждают возможное закрытие выставочного зала. Еще в конце сентября на звонок в центральный офис РОСИЗО "НГ" ответили, что пресс-службы у организации пока нет, а на просьбу прокомментировать слухи о возможном переезде детских студий на место выставочного зала сказали, что слухи, как и свою внутреннюю деятельность, не комментируют. На аналогичный письменный запрос в пресс-службу Минкульта последовал ответ: "Вопрос эксплуатации, а также формирования планов по реконструкции и проведению капитального ремонта зданий Государственного центра современного искусства, расположенных по адресу: Зоологическая улица, д.13, стр. 3 и 4, в настоящее время находится в ведении руководства ГЦСИ. В связи с этим рекомендуем Вам за пояснениями обратиться в администрацию ГЦСИ." Круг замкнулся. Несмотря на не раз декларировавшуюся Минкультом политику открытости. Нужно ли лукаво выбирать между детьми и современным искусством, тоже, очевидно, вопрос праздный. Иначе подходящее пространство было бы логичнее найти студиям, не отнимая специально оборудованный выставочный зал.

"По словам Перова, у него есть предписание совершить перевод детских студий в выставочный зал ГЦСИ, поскольку студии работают в Доме Поленова, находящемся в аварийном состоянии. Мне кажется, это предлог, чтобы закрыть выставочный зал. Сначала в нем хотели разместить офис клерков, а потом, понимая, что это совсем дико, решили переиграть на детские студии. Перов говорит, что сейчас ищут помещение для выставочного зала ГЦСИ. Но можно было искать помещение для студий, - говорит Леонид Бажанов. - Подобная реорганизация делается в принципе по-другому. Нас могли бы пригласить в Министерство культуры на встречу с директором Перовым. Министр мог бы представить свои варианты. Сейчас это совершается вне поля культурной деятельности. В деконструкции ГЦСИ несколько разнонаправленных линий. Это и идеология в области современной художественной культуры, и меркантильные соображения: думаю, интерес привлекает не только наша стратегия в области развития современного искусства, но и наша политика приведения в порядок зданий филиалов или строительства музейного здания на Ходынке."

При этом филиалы в регионах, напомним, теперь напрямую подчиняющиеся РОСИЗО, вроде бы еще не трогают. Пока. По данным "НГ", Сергей Перов даже помог Северо-Кавказскому филиалу ГЦСИ: когда тендер на проведение знаменитого симпозиума "Аланика" выиграла фирма, подобные мероприятия проводить не способная, он добился отмены результатов и проведения нового конкурса. 10-ю "Аланику", однако, пришлось передвинуть по срокам - симпозиум должен открыться через несколько дней. Но, увы, погоды это не делает, утонув в общей реструктуризации московского ГЦСИ. В котором, к примеру, про соглашение об открытии нового филиала в Саратове узнали постфактум. Можно предположить, филиалы нужны не только нынешнему руководству РОСИЗО, но и правительству в целом - когда, как в советской модели, есть центр и отделения по всей стране широкой. Опасения вызывает то, дадут ли филиалам свободно развиваться.

Посмотрим, в какую сторону повернет конкурс "Инновация", которым теперь займется Екатерина Кибовская (напомним, сестра главы столичного департамента культуры, в этом году она стала комиссаром V Московской международной биеннале молодого искусства) - какой экспертный совет ему подберут и какое искусство там будут отмечать. Ну а что касается многострадального проекта большого музейного здания ГЦСИ на Ходынке, если оно будет наконец достроено, то достанется, скорее всего, уже не ГЦСИ. Другим, идеологически "правильным".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1820
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1141
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
838
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1122

Другие новости