0
3300
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2016 00:01:00

Фуэте на шпильках и другие трюки

Тэги: театр, мюзикл, оперетта, михаил швыдкой, театральная критика


театр, мюзикл, оперетта, михаил швыдкой, театральная критика Алексей Колган и Павел Любимцев в очаровательном дуэте. Фото предоставлено пресс-службой театра

В Театре мюзикла поставили оперетту Имре Кальмана «Принцесса цирка», где ностальгия по жанру замешена на современных театральных практиках. Впервые, как сообщил художественный руководитель театра Михаил Швыдкой, в постановке этой оперетты объединили театр и цирк – причем сделали это очень талантливо.

В качестве постановщиков выступила интернациональная команда – Себастьян Солдевилья из Канады и наша соотечественница Марина Швыдкая. Декорации, свет и хореография остались за иностранцами, костюмы в стиле модерн придумала Нина Велегжанинова, художница петербургского Цирка Чинизелли.

Солдевилья, в прошлом – акробат, а ныне один из владельцев и арт-директор цирковой кампании «7 пальцев», как и в своих спектаклях (в Театре мюзикла труппа гастролировала со спектаклем «Кухня»), нашел форму, при которой цирковые трюки вплелись в ткань спектакля, не выглядели вставными номерами «для оживления действия». Теодора Вернье поднимается по лестнице, сложенной из рук поклонников, выполняет сложный кульбит с поддержкой, а исполнительница роли Мари так и вовсе демонстрирует настоящее цирковое искусство. Она поет, стоя на голове у партнера, а затем исполняет сложный номер на обруче – без страховки. И, конечно, головокружительный номер Мистера Икс: ассистенты, кружась в медленном вальсе, выстраивают пирамиду из стульев, на вершине которой герой встает на одной руке. Зритель замирает.

Очень удачную декорацию придумал сценограф Оливье Ландревиль – многоярусная конструкция на поворотном круге. Вот вам Париж с его кафешками и бульварами (где пестрят афиши заезжего цирка), а вот – банкетный зал. Але-оп! Спустились ленточки, образуя купол, и вышел амфитеатр с цирковой ареной и зрительным залом. Один поворот (как в русской сказке) – и мы уже за кулисами, где у традиционного красного занавеса ждут свой выход артисты (в спектакле задействована маленькая цирковая труппа), тут же и гримерки, возле которых разыгрываются любовные драмы – которые, в свою очередь, не скроешь от невидимого зрителя на верхней галерее. Очень удачно «поселился» в этом пространстве ансамбль, изящные танцы для которого поставила хореограф Женевьев Дорион-Купаль.

Звездами постановки стали, увы, не главные герои, а комедийная пара вздорной и властной Каролины Бонвиль и ее преданного слуги Пеликана. Дуэт Алексея Колгана (Каролина) и Павла Любимцева очаровывает зал, а уж 32 (ну, почти) фуэте Колгана на шпильках завершаются под неистовые аплодисменты. Им в пандан – другая пара, для которой сочинили роли, – Ефим Шифрин и Оксана Костецкая играют персонажей, толкающих действие вперед. Разумеется, с присущим обоим талантом драматических артистов: он – невидимый шпион, она – влюбленная интриганка.

Первая же опереточная пара – равно как и вторая – пока не обрели актерскую свободу и опереточную яркость образа. В Теодору Юлии Востриловой влюбиться довольно сложно (разве только в кошелек, но ее богатство здесь как раз не акцентируется), а уж Мистер Икс Максима Заусалина и подавно, не передает он ни трагедии циркового артиста, ни благородства и уверенности аристократа (пение, впрочем, добротное – но пока не вытравлен из памяти Георг Отс…). Его выходная ария поставлена, по сути, по знаменитому фильму 1958 года, как и некоторые другие сцены спектакля – то есть артист практически не двигается, ничего не играет: маска не позволяет даже глазами сверкнуть, а выразительность корпуса почему-то отключена… Там, где работала камера (крупный план) и чарующий голос Отса, такая мизансцена работала, в театре же – нет. Циркачка Мари в исполнении Елизаветы Пащенко (той самой, что выполняет сложные трюки), пожалуй, была крепче остальных – и вокально артистка чувствует себя свободно и, разумеется, артистически. А вот ее партнер Дмитрий Федоров попал в постановку, видимо, авансом – за хорошее поведение и старание (учится в «Щуке» на курсе Марины Швыдкой). Библиотечного червя-очкарика и маменькиного сыночка он играет очень убедительно (а уж как рявкнул на мамашу, пытаясь защитить возлюбленную, так и зал зааплодировал!), но вот пение артиста подводит – аккуратно, но уж слишком по-школьному.

Что касается оркестра, то это для музыкального критика самая большая печаль – так хочется живого звучания, а не отдельных голосов, умноженных не слишком умелой подзвучкой! Да и молодой дирижер Арсентий Ткаченко не всегда подхватывал праздничный дух оперетты – а увертюру, начинающуюся с темы арии Мистера Икс у духовых умудрился превратить в похоронный марш из комических фильмов.

Но вот что интересно. Ловишь себя на мысли, что ситуация с отечественным мюзиклом совсем не та, что была несколько лет назад. Тогда казалось, что есть бродвейского уровня компания Stage Entertainment и где-то позади – все остальные. А сегодня, похоже, ситуация выравнивается – пусть медленно, но разрыв, который казался даже профессионалам непреодолимым, похоже, сократился. И этот захватывающий спектакль – пусть и сделан в основном западной командой – тому подтверждение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1073
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
755
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
374
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
519

Другие новости