0
3722
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2016 00:01:00

Интервенция на астрономическом уровне

Тэги: выставка, австрийские художники, обсерватория, астрофизическая обсерватория ран


выставка, австрийские художники, обсерватория, астрофизическая обсерватория ран Неоновый бог Эол «дует» на арт-критиков. Фото с сайта www.riakchv.ru

«Обсерватория» – выставка 10 российских и австрийских художников, приуроченная к 50-летию Специальной астрофизической обсерватории РАН (САО), которая до 1990-х была самой большой в мире, а сейчас остается крупнейшей в России. Художников позвали выйти из привычных, «стерильных» галерейных пространств white cube и сделать site-specific art, выбрав научный городок, храм X века или саму обсерваторию. На открытие проекта, формат которого организаторы назвали «художественной интервенцией», приехал и посол Австрии Эмиль Брикс.

«Неделю назад здесь было +25, а потом вдруг наступила осень. Как страницу перевернули», – резюмировал водитель во время одного из переездов между Минводами, Черкесском и поселком Нижний Архыз. Обсерватория с наплывавшим на нее туманом казалась акварельной картинкой, будто фотографией из старого альбома, увиденной сквозь «накинутые» пергамент или кальку.

У новой «Обсерватории» четыре куратора: Мадина Гогова и Мариана Губер-Гогова, глава Австрийского культурного форума в Москве Симон Мраз и Андреас Кристоф из Section A в Вене. Мадина Гогова, назначенная недавно постоянным представителем республики при президенте РФ, начинала работу над проектом еще в статусе министра культуры Карачаево-Черкесской Республики. Ее сестра Мариана в 2016-м для продвижения молодых художников основала Gogova Foundation (у некоммерческого фонда нынешняя выставка – вторая после проекта Оли Кройтор в Музее искусств Кастеева в Алма-Ате). Начинали Гоговы работать с современным искусством, открыв в Москве галерею Artwin, у нее есть «филиал» в Баку, который теперь из галерейного пространства «переквалифицируется» в место для арт-резиденций.

Предоставив художникам карт-бланш в выборе места, «Обсерваторию» сделали образами-комментариями к самой САО, сопоставлением воображаемого и научно изучаемого, двух реальностей (отсюда, видимо, и простое, как тень, название проекта). Их точка пересечения – в здешних природных и архитектурных особенностях. Сложена выставка намеренно «несюжетно», тут работы взаимодействуют не друг с другом, чего ждешь в герметичном мире музея или в галерее, а с пространством, переживаемым во времени. Хотя художники и вторгаются в другой самодостаточный мир, он дает им задачки на соответствие. И арт-интервенция неспешно разворачивается от стоящего внизу научного городка. Набирает высоту и обороты вместе с серпантином длиной почти в 20 км к Нижне-Архызскому Аланскому городищу VII–XIV веков с древним Средним Зеленчукским храмом. Там у алтаря Александра Паперно установила – иронически поставив рядом религию, науку и искусство – не иконостас, а эдакую «таблицу Менделеева», или Доску почета, но с созвездиями, не утвержденными списком Международного астрономического союза 1922 года. А дальше маршрут ведет к САО и отметке в 2100 м. Чтобы рассмотреть все, нужно полдня, а то и день.

С пейзажем, где рядом река, горы и стирающий очертания туман, можно либо взаимодействовать, либо ему проиграть. Site-specific – форма договора с географией. Назначая старт выставке в научном городке, Ирина Корина точечно установила объекты возле лабораторного корпуса, макетных мастерских и на почте. Созданные ее привычным «почерком», из недорогих, повседневных материалов, «Светилища» соединяют святилища со светилами и светом (они и светятся в темноте). Они напоминают башню, или минарет, или табернакль, внутри которого вращается всякая всячина, включая стеклянный шар с картой звездного неба. То импровизированный кондиционер с «окладом» из гофрированного железа и с игрушечной планетой да астероидами-конфетами внутри. Процессы космических масштабов, буквально спущенные на землю, превращаются в непонятное, но завораживающее действо внутри волшебной шкатулки. По-своему переключая регистры с неба на землю, делая перефокусировку с далекого на близкое, архитектурный фотограф Юрий Пальмин в бывшем магазине с эффектно облупившейся плиткой на стенах показывает серию «Нижняя площадка» с видами зданий научного городка.

Кто-то следует за местной спецификой, кто-то, как Светлана Спирина в фотодокументации перформанса «Падение», занявшей зал только что отстроенного – даже с куполом – общежития научного городка, пытается сравнить падение метеорита с человеческой жизнью от рождения до смерти, пока исполнитель катится со склона холма с метеоритом в руках. А кто-то идет своей дорогой, как Светлана Шуваева, в том же общежитии оснастившая комнату ложными дверями, розетками и прочими деталями («1000 мелочей» можно показывать в абсолютно любом месте), зато на улице смешно повесила на все машины одинаковые номера. Или как Эва Зайлер, установившая в обсерватории странные приспособления – «Артефакты», пояснения к которым запутывают дело.

От site-specific в смысле имен отталкиваются Анна Титова и Эва Энгельберт. Первая в макетных мастерских, где проводят сварочные работы, подвесила под потолком щит с надувающим что есть сил щеки зеленым неоновым богом ветра Эолом. А по полу рассыпала серо-серебристый пигмент, чтобы оставшиеся от наступивших в него ботинок следы видоизменяли эту работу, «раздувая» порошок по всему цеху. В то время как «Зачем работать?» Титовой посвящается главному конструктору обсерватории Баграту Иоаннисиани и археологу Сергею Варченко, находки которого легли в основу местного историко-археологического музея, Энгельберт внутри обсерватории повесила «Космическую эмблему Г.Б.», вспоминая не конкретно здешних героев, а Галину Балашову, всесоюзно известную женщину-архитектора и дизайнера космических кораблей (она придумала эмблему программы «Союз»–«Аполлон»). После Энгельберт в обсерватории от местных традиций танцует австрийский художник болгарского происхождения Михаил Михайлов. Вот двигается гигантский телескоп с зеркалом шестиметрового диаметра – крупнейший в Евразии оптический телескоп, а в отделенной от него стеклом комнате в видеоинсталляции «М-теория» танцор под местные мотивы перемещается и по кругу, и вокруг своей оси. Увиденный сверху, он весь превратился в свою шапку-папаху, черное пятно которой напоминает вращение неведомой планеты.

Из-за тумана посмотреть на звезды не довелось. Но концовка у выставки получилась концептуальная. Пока почти на ощупь пробираешься из обсерватории куда-то в темноту (фонарей возле нее по понятным причинам нет), над деревьями вдруг возникают светящиеся буквы: «Они ярче нас». Слова стрит-артиста Тимофея Ради вместо точки. Свидетельство художника.

Формат site-specific для «Обсерватории», наверное, окажется еще и причиной того, что вряд ли выставку сможет посмотреть большое количество людей. Тем интереснее, что организаторы решились на этот жест. Симон Мраз, к слову, любит необычные пространства и, например, в 2013-м уже устраивал выставку на превращенном в музей атомном ледоколе «Ленин» в Мурманске. Ведь актуальному искусству, как и научному эксперименту, не всегда нужна большая аудитория. Важнее полученный опыт.

Нижний Архыз – Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
478
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
637
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
600
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
688

Другие новости