0
4568
Газета Культура Интернет-версия

12.09.2016 00:01:00

Застывшие слезы Михаила Плетнева

Тэги: музыка, большой фестиваль, российский национальный оркестр, михаил плетнев


музыка, большой фестиваль, российский национальный оркестр, михаил плетнев Публика музыкантов не отпускала, требовала на поклоны снова и снова. Фото Ирины Шымчак предоставлено пресс-службой оркестра

Восьмой Большой фестиваль Российского национального оркестра открылся двумя концертами Михаила Плетнева. Впервые  за долгие годы  пианист выступил в ансамбле с вокалистом, а на следующий день дал сольный концерт. Со стороны Плетнева, чьи концерты порой проходят инкогнито, это проявление удивительной щедрости. Музыкант дебютировал в Филармонии-2 в Олимпийской деревне, новом концертном зале Московской филармонии, соорганизаторе фестиваля.

Баритон Штефан Генц периодически появляется в России, пел он в проектах РНО, на «Декабрьских вечерах», даже в Большом театре. Ученик знаменитого Дитриха Фишера-Дискау, он представил в Москве сочинение, знаковое для любого певца, особенно посвятившего себя не столько опере, сколько камерной музыке (а Генц – отменный камерный певец), вокальный цикл Шуберта «Зимний путь». В прошлом году вышла запись этого сочинения с пианистом Мишелем Дальберто.

Так сложилось, что Плетнева, если он играет на рояле, слушатели воспринимают как ведущего: оркестр (камерные ансамбли он не играл) и дирижер всегда находились в некой ситуации аккомпанемента. Этот случай – другое дело; пусть в чем-то Плетнев и задавал условия, но все же исполнители существовали на равных. Почти весь цикл (а это более полутора часов музыки) они исполняют на разных градациях пианиссимо, переходя от двух пиано к трем (немыслимо!) медленно, прочувствовав  каждую интонацию, каждое слово. 24 песни в их интерпретации – никакой, конечно, не путь; липа, почта, деревня, весна – всё призраки, всё лишь дыхание прошлого. «Зимний путь» Плетнева и Генца – застывшие слезы, пользуясь названием одной из частей, или другой – оцепенение; это последний, исполненный страдания, миг, последний вздох  и  смерть.

С Шубертом в некоторой степени корреспондировала Баллада Грига, которая прозвучала уже на следующий день. Полное ее название – Баллада в форме вариаций на норвежскую народную тему. Тема суровой, под стать окружающей природе песни норвежских моряков пропитана у Грига болью утраты (написана после смерти родителей), у Плетнева  и вовсе превращается в пассакалию. Утешение  лишь в Моцарте, его бездонном, безграничном мире, где свет (соната ре мажор) и тьма (соната до минор) соединяются и растворяются в высказывании (хроматическая каденция из сонаты фа мажор), в котором вдруг отчетливо слышно великое прошлое (Бах) и, возможно, великое будущее. 

Собственно двумя концертами Михаила Плетнева любопытные программы  фестиваля не ограничиваются. Уже в среду знаменитый россиниевед Альберто Дзедда представит очередной опус объекта исследования всей своей творческой жизни: в Концертном зале имени Чайковского прозвучит опера Россини «Эрмиона». Ораторию Гайдна «Сотворение мира» оркестр исполнит под управлением Плетнева, с именитыми солистами (18 сентября), неожиданный формат «музыка в 3D» будет предложен публике 23 сентября, а вот кульминацией фестиваля станет закрытие, где под управлением Михаила Плетнева в концертном исполнении прозвучит опера Чайковского «Иоланта» (26 сентября).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
518
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
645
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
547
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
449

Другие новости