0
3048
Газета Культура Интернет-версия

08.09.2016 00:01:00

Смешно и инфантильно

Тэги: фестиваль, молодая драматургия, любимовка


фестиваль, молодая драматургия, любимовка В читках принял участие композитор Сергей Невский. Фото со страницы фестиваля в Facebook

В Театре.doc нон-стопом проходят фестивальные читки: драматургическая «Любимовка» продолжает жить и расширяться. В драматургах (на конкурс было прислано 625 пьес), в зрителях, которые по-прежнему заполняют зал, в режиссерах и актерах, с энтузиазмом организующих сценическую презентацию новых пьес. Назвать нынешний драматургический поток выдающимся – сложно. Однако в том, что каждый год «Любимовка» становится трамплином для начинающих авторов и лакмусовой бумажкой сегодняшней реальности для зрителей, сомневаться не приходится.

В конкурсной программе по-прежнему широкая география авторов, не только российская. Неоднократно представлены авторы родом из Украины и Белоруссии. Драматургически активны стали и столицы – Москва и Санкт-Петербург (многие авторы  перебрались поближе к центру). Меньше стало отдаленных точек, но Нижний Тагил, например, откуда когда-то появился «новодрамовец» Василий Сигарев, пока в игре. Лидирует, как всегда, Екатеринбург: ученики Николая Коляды легко узнаются. Так, пьеса Полины Бородиной «Варвары» вырастает из столкновения противоположностей, героинь из разных миров, выруливая на классический и чуть пародийный конфликт интеллигенции и народа, незаметно перерастающий в дружбу и привязанность. Комедия с выходом в драму – отличительный признак стиля Коляды. Любимый стиль своего мастера взяла и Мария Конторович в пьесе с нецензурным названием «Б**дь» (мат сейчас стали употреблять как элемент комедийного, к месту и не к месту), густо замешав коммунальный быт, помноженный на сломанные судьбы, с элегическими диалогами с Лениным. Переживания постсоветского детства еще далеко не изжиты и стали, например, смыслообразующими в пьесе «История от Матвея» («пионерский спектакль-концерт») старожила «Любимовки» Нины Беленицкой. Сквозь призму школы даны два исторических рубежа – начало перестройки и сегодняшние дни: отличие лишь в том, что раньше нас мучили политинформацией, а теперь, «Основами православия».

Сами читки, которые давно легализовались как самостоятельный жанр, становятся все более театральными. Если раньше сценическая партитура, на которую раскладывали новоиспеченный текст автора, должна была выражать «ноль-позицию» и быть максимально очищенной от режиссерских интерпретаций во имя первичности слова, то теперь режиссеры дают актерам все больше свободы в создании образов, ярче затачивая речевые характеристики персонажей, острее подбирая на кастинге типажи. И насыщают аскетичное пространство сцены в подвале Doc’а предметным миром, тщательно создавая антураж и атмосферу. То дадут в руки актерам вместо бумажных листов с текстом гаджеты, чтобы история про бесперспективность жизни в виртуальном мире стала нагляднее (пьеса «Потому что я страшный и ссаный» Алины Журиной). То поставив на сцене электрическую плитку с кипящим борщом, то включив сериал посреди текста, солидаризуясь с автором в том, что нынешняя драматургия вбирает в себя все меньше жизни настоящей и все больше жизни сочиненной (в пьесе Марии Огневой «Спойлеры» у каждого героя есть рейтинг просмотренных сериалов, который зашкаливает, если не ладится личная жизнь).

Главная черта пьес нынешней «Любимовки» – это неприкрытая инфантильность поколения 20–30-летних, да, в сущности, и всего сегодняшнего общества. Это бессознательно сквозит в каждом третьем действующем лице и более смелыми авторами ставится как проблема. В притчево-абсурдистской пьесе «Молоко» Екатерины Мавроматис герои нуждаются в спасении и независимости. Они взрослеют и теряют свою шизофреническую зацикленность (от эксгибиционизма в свободное время и разведения пингвинов в ванной комнате до страсти к опасности и жажды защититься от агрессивного мира), только выпив, как в сказке, живительное материнское молоко героини-спасительницы, к которой снизошло чудо исцелять – возвращать людям любовь, полюбленность. В стенд-ап комедийной пьесе Алексея Битюцких «Леха, который устроился на работу, на которой не платят» главная героиня идет подрабатывать вебкам-моделью. Для того чтобы прокормить своего мужа, который – понятно из названия – занят только своей мечтой. Женщина, которая содержит мужчину: тупик феминизма или новая жертвенность?

Несмотря на то что почти все авторы стремятся написать смешной комедийный текст, явно чтобы понравиться зрителю (время чистых трагедий, характерное для нулевых, сменилось другим – «легким» и смешливым), главными продолжают быть совсем невеселые темы. Одиночество человека, которое гасится бессмысленной и засасывающей жизнью «в Сети», разорванные человеческие связи, боязнь личного общения, ответственности друг перед другом, жизни в реале. Оттого и частым жанром на выходе оказывается «коммуникационная драма». Из важных художественных тенденций фестиваля стоит отметить, что хоть нынешние авторы и не видят трудностей в сюжетосложении (все больше автобиографичных), определяющим критерием успешности текста становится именно язык драматургии. Какой он – живой или вымученный? Оценивает зритель.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
508
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
465
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
540
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
502

Другие новости