В таких проектах зрителям есть за что аплодировать даже самим себе. Фото со страницы Remote Moscow в «ВКонтакте»
Remote Moscow немецкой театральной компании Rimini Protokoll и московского импресарио Федора Елютина проходит в столице вот уже второй сезон. Прижился! Известный мировой проект Remote X добрался до Москвы в прошлом году – тогда сыграли 200 спектаклей. В новом сезоне, который продлится до октября текущего года, планируют показатели удвоить. В то время как в больших и малых европейских городах (от Лозанны до Милана) играли порой всего чуть больше полусотни.
Спектакль-путеше
В основе драматургии спектакля-промен
Философия бренности бытия, периодически транслируемая в наушниках, все-таки излишне голословна, чем и отталкивает: «посмотрите на могилу в земле, представьте человека, который уже исчез. Мы знаем, что и с нами когда-нибудь случится то же самое» или «поднимайтесь пешком по эскалатору, если хотите продлить себе жизнь. Вы довольны тем сроком, который, как вы полагаете, проживете?». А самыми занимательными становятся линии, завязанные на конструировании социальных механизмов (группа становится митингом, похоронной процессией, монашеской братией) и исследовании того, как среда манипулирует человеком. Можем ли мы позволить себе сделать в общественном пространстве то, что не принято? Как влияет на нас мнение толпы? Кто мы – смельчаки из первых рядов или ведомые, тянущиеся в хвосте? И если обгонять, отделяться от «стаи» и противостоять макросоциуму в своей маленькой группке «особенных» желание возникает естественным образом, то станцевать в вагоне метро под музыку из наушников на глазах обычных пассажиров (в этот момент они – зрители, а мы – актеры) сможет не каждый. А если продолжить театральную метафорику, то суть театра, в этом, казалось бы, нетеатральном действии, остается именно в феномене коллективного переживания. И театр случается не тогда, когда мы обнаруживаем, что мимо текущая реальность и есть непрекращающийся театральный спектакль, а когда проживаем радость и горесть от увиденного, услышанного, прочувствованног
Хотя Remote Х абсолютно не рассчитан на историю города, его историческое прошлое, что часто ждут от подобной «экскурсии», внутри нее заложено повествование о том, что движет настоящим мегаполиса. И для Москвы – это, безусловно, идея столицы общества потребления – от Савеловского рынка возле Третьего транспортного до ЦУМа напротив Красной площади. Маршрут можно интерпретировать и так. Между стартом и финалом, нетривиальными точками в структуре города, проложен путь по Москве знакомой. И, хотя создатели закладывают идею взглянуть с новой точки зрения на привычные предметы, хоженые не раз улицы, становится немножко обидно, что открываешь для себя так мало потаенных, неизвестных доныне, мест.
И конечно, отдельной строкой в сознании всегда присутствует любопытство – а как это сделано? Ведь компьютерная программа, озвучивающая маршрут, продумана до мелочей: знает, когда объявят в метро остановку, на какой минуте загорится зеленый свет светофора, в какой подгруппе ты захочешь пойти – первой или третьей (так, я однажды, не определившись, к кому лучше присоединиться, танцующим или идущим вперед, поплатилась сбоем диктора). Но непредсказуемая жизнь, природа и человек все равно оказываются сильнее и внезапнее машины: неожиданно начинается дождь, а на столах в монастырской трапезной вовремя не оказываются запланированные к подаче пирожки (буфетчица припозднилась!).
Свежую премьеру этого лета, русскоязычную версию очередного западного проекта, раздвигающего границы театра, Федор Елютин запустил в копродукции с бельгийской компанией Ontroerend Goed. Перформанс «Твоя_игра», который сейчас играют на территории «Цветного», был придуман режиссером Александром Девринтом и объехал уже 12 европейских городов. В отличие от Remote X, «Твоя_игра» – это тет-а-тет performance. Не командный, а строго индивидуальный опыт для одного зрителя, который становится тут же и актером, и драматургом, и режиссером спектакля. Но вот что объединяет интеллектуальные квесты-спектакли
Лабиринт скрывает извилистые коридоры с комнатами. Декорации – как в старом американском фильме: красные бархатные ширмы, зеленая лампа, журнальный столик. Да и трюки примерно оттуда же: зачем я сижу один и чего-то жду? Почему в пустой комнате вдруг звонит телефон? Куда я иду по темному тоннелю? Как зеркало вдруг становится пустотой?
Ты один или в диалоге со случайным/вообра
Хитросплетения закольцованной истории, где ты словно встречаешься с тремя версиями самого себя, дают мощный рефлекторный стимул. Что бы хотелось в себе изменить, чтобы почувствовать себя счастливым? Что нам нужно, наконец, в жизни? От тебя ждут ответов, и ты волей-неволей должен признаться в чем-то, возможно, не слишком приятном, но точно полезном в своем осознании.
Да, и про театр. «Твоя_игра» – это действительно театр. Главный аттракцион, который выстрелит для каждого в финале, завязан на средоточии театральных сил – актере. И от актерского таланта и умения вживаться в образ зависит ваше мнение – стоила ли игра свеч. И тут надо сказать, что актеры не подводят. И вы их, возможно, даже узнаете - это вчерашние студенты мастерской Дмитрия Брусникина Школы-студии МХАТ, набравшие популярность в театральной Москве уходящего сезона. Поэтому в московском варианте перформанс оброс своебразным контекстом – тут же вспомнинается вербатим-концерт брусникинцев «Это тоже я». Так что на моментальном перевоплощении в любой человеческий типаж они, как говорится, собаку съели.