Александр Сладковский впишет свое имя в историю интерпретации музыки Шостаковича. Фото со страницы Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан в Facebook
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского приступил к одному из самых масштабных проектов в своей новейшей истории: запись всех симфоний и инструментальных концертов Дмитрия Шостаковича. Релиз выйдет в следующем сезоне на фирме «Мелодия» и будет посвящен 110-летию со дня рождения композитора.
Александр Сладковский в своих интервью признается в любви к симфониям Шостаковича и не скрывает, что записать этот цикл было его давней мечтой. Рассказывает он и о детских впечатлениях – например, от записи Десятой симфонии в исполнении Берлинских филармоников с Гербертом фон Караяном, и о взрослых, называя в первую очередь Валерия Гергиева и оркестр Мариинского театра. Собственно, Сладковский вслед за Гергиевым впишет свое имя в новейшую историю интерпретации музыки Шостаковича.
С именем Шостаковича связана и история оркестра Республики Татарстан. Как сообщает пресс-служба оркестра, композитор хлопотал в высших инстанциях о создании симфонического оркестра в Казани. В знак благодарности дирижер Натан Рахлин в программу первого, инаугурационного, концерта включил грандиозную Одиннадцатую симфонию Шостаковича. Было это 50 лет назад – 10 апреля 1967 года. Наступающий концертный сезон для татарского оркестра юбилейный, ему исполняется 50 лет, и отметить эту дату таким мощным проектом, как запись полного цикла симфоний и концертов Шостаковича, безусловно, для оркестра и вызов, и стимул, и репутационная заслуга.
Запись проходит со 2 августа до 7 сентября в Казани, в концертном зале им. Сайдашева. Над этим проектом работает Владимир Рябенко, специалист из Мариинского театра, один из лучших звукорежиссеров страны. Первыми будут записаны и выпущены на дисках инструментальные концерты Шостаковича с лауреатами последнего конкурса им. Чайковского в качестве солистов. В фортепианных солируют Лукас Генюшас и Дмитрий Маслеев, в скрипичных – Сергей Догадин и Павел Милюков, виолончельные исполнят Александр Бузлов и Александр Рамм. «Участие в записи молодых российских исполнителей – один из принципиально важных и радостных для нас моментов в этом проекте», – говорит заместитель генерального директора «Мелодии» Карина Абрамян, отвечая на вопросы корреспондента «НГ» о выборе артистов для этого амбициозного проекта. Абрамян отметила, что маэстро Сладковский интересен «Мелодии», оркестр его в прекрасной форме, поэтому договоренности о совместном проекте были достигнуты довольно быстро. Об особом отношении и доверии «Мелодии» к Александру Сладковскому и его оркестру говорит и тот факт, что запись трех симфоний Малера (Первой, Пятой и Девятой) в их исполнении выйдут вместе с архивными записями этих же сочинений в интерпретации Кирилла Кондрашина.
Финансирование, как говорит Абрамян, стороны совместными усилиями ищут до сих пор – полтора месяца работы с участием оркестра, солистов и хора (в записи Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний участвуют солисты Большого театра Петр Мигунов, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова и хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича), и, конечно, постпродакшн стоит довольно дорого. «Но цель этого проекта, – добавляет заместитель директора «Мелодии», – не заработать, а сделать высококлассный продукт и почтить память композитора».
Подготовка к этому проекту была довольно интенсивной – музыку Шостаковича оркестр исполнял в течение последнего сезона, в том числе и в Москве, а завершил его так и вовсе галереей симфоний композитора, они прозвучали на летнем фестивале «Белая сирень».
Следующий сезон пройдет уже под знаком презентации антологии. Оркестр участвует в торжественном концерте к 110-летию Шостаковича в Москве (25 сентября в Концертном зале им. Чайковского), осенью и зимой запланированы концерты в Европе. Венчает эту серию выступление в венском Музикферайн, где вместе с симфоническим оркестром Республики Татарстан выступит Денис Мацуев.