0
4234
Газета Культура Интернет-версия

31.07.2016 15:42:00

Маша из «Щелкунчика» превратилась в барышню с Елисейских полей

Тэги: театр, балет, щелкунчик, дон кихот


театр, балет, щелкунчик, дон кихот Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В рамках «Летних балетных сезонов» в Москве прошли гастроли солистов Гранд Опера Элоиз Бурдон и Жереми-Лу Кера: французские танцовщики исполнили главные партии в спектаклях «Дон Кихот» и «Щелкунчик». Вместе с ними на сцене Российского Академического Молодежного театра выступили артисты труппы балета классической хореографии «La Classique», театра «Русский классический балет» и оркестр «Летних балетных сезонов» под управлением Ярослава Ткаленко.

Для удобства гастролеров балетмейстеры-репетиторы российских трупп решились на постановочный микст: артисты кордебалета исполняли свои партии в привычной для них хореографии Петипа (в «Дон Кихоте» в редакции Сержа Мангета), а ведущие солисты - в редакции Рудольфа Нуриева. Учитывая то, что оба балетмейстера – и Мангет, и Нуриев - принадлежали к русской школе танца, такой синтез выглядел вполне органичным и стилистически единым. Порадовали атмосферные декорации Евгения Гуренко (внушительных размеров корабль в севильском порту, ветряные мельницы в дикой местности, растущая елка в комнате Маши), яркие, но без излишней вычурности костюмы Марины Соколовой и Эрика Меликова (строгие трико у юношей и средней длины тюники у девушек не сковывали движения артистов и не отвлекали от танца).

Однако главным подарком публике стало участие в постановке солистов Опера Гарнье. Элоиз Бурдон статус балерины-девочки (небольшой рост, тонкие линии, очаровательная улыбка) помог слиться с ролью боевой, задорной Китри и мечтательной, романтичной Маши. И то, как танцовщица видит своих героинь — тоже весьма любопытно. В обе партии солистка привнесла характерный парижский акцент: женские персонажи Бурдон напоминают изысканных барышень с Елисейских полей. Как и подобает истинным француженкам, они не тоскуют о прошлом и не тревожатся о будущем. А просто живут сегодняшним днем, наслаждаясь каждым его моментом. В «Дон Кихоте» Китри-Бурдон кокетничает с Гамашем, с любопытством поглядывает на Дон Кихота, ластится к отцу и лишь в последнем па де де подает руку Базилю, соглашаясь на брак. Стремление героев жить настоящим ощущалось и в «Щелкунчике»: с окончанием новогодней ночи Маша не сожалеет об исчезнувших чудесах и утрате сказочного принца. «Новый день – новый принц» — таков ее финальный посыл залу.

Помимо французского отношения к жизни, оба солиста продемонстрировали виртуозную французскую школу танца. Бальзам на душу балетоманов пролили две вариации Китри в первом акте «Дон Кихота» и вариация Маши в «Щелкунчике», исполненные Бурдон с филигранной точностью. Жереми-Лу Кер в совершенстве освоил непринужденно-игровую манеру нуриевских дуэтов: в «Дон Кихоте» танцовщики вылетают на сцену в стремительном гранд жете, партнер, удерживая балерину одной рукой, фиксирует ее в эффектной верхней поддержке и замирает на несколько секунд, провоцируя публику на восторженные «браво» и благодарные аплодисменты.

Можно пожалеть лишь о том, что в общей сложности солисты пробыли на сцене не более получаса: в редакциях обоих балетов львиную долю времени занимают массовые сцены — танцы женихов, подружек, цыган, цветов, сластей и прочих. Их геометрически сложные построения и прихотливый пластический рисунок требуют слаженного, хорошо обученного кордебалета. Нынешний опыт показал, что отсутствие такового отнюдь не идет на пользу постановке. Российским танцовщикам, выступившим с гастролерами из Парижа, как минимум не хватило синхронности исполнения: разрыв между артистами Гранд Опера и остальными оказался слишком велик.

После окончания гастролей корреспонденту «НГ» удалось побеседовать с Элоиз Бурдон и Жереми Лу-Кером.

–Элоиз, для вас и Жереми-Лу «Летние балетные сезоны» – уже не первый визит в Россию. В 2013 году вы в составе артистов труппы Гранд Опера гастролировали в Большом театре, в 2014-м – Жереми-Лу выступал в гала-концерте в Мариинском театре, а в апреле этого года вы участвовали в XVI Международном фестивале балета «Мариинский». Нравится ли вам танцевать на русской сцене?

Каждый раз я очень рада предложению приехать в Россию. Особенно летом, когда на улице тепло. Нас здесь хорошо принимают, всегда помогают с костюмами и с классом для репетиций. Мне нравится работать с российскими труппами. Для нас с Жереми-Лу Россия – это совершенно другая культура, другая школа танца.

–В Гранд Опера очень разнообразный балетный репертуар. Вы и Жереми-Лу заняты в классических постановках, исполняете неоклассические спектакли, современную хореографию. Чтодля каждого из вас предпочтительнее, интереснее?

Элоиз: По ощущениям все это очень разные вещи. Я думаю, сила нашей труппы в том, что мы можем исполнять и классические спектакли, и неоклассику, и современную хореографию. Я танцевала больше классических партий, но мне интересно осваивать разные хореографические стили.

Жереми-Лу: Я очень люблю исполнять современную хореографию – балеты Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, Анны Терезы де Кеерсмакер, Бенжамена Мильпье, Саши Вальц. Если говорить о классических спектаклях, в Гранд Опера я танцевал только одну большую сольную партию – в «Пахите» Пьера Лакотта. Поэтому предложение выйти на сцену в роли Базиля и принца Щелкунчика cтало для меня большим вызовом.

–Есть ли у вас кумиры среди танцовщиков? С кем бы хотели станцевать на одной сцене?

Элоиз: В разных труппах есть очень много прекрасных танцовщиков, мне нравится открывать для себя новых артистов. Но одно дело, восхищаться какими-то исполнителями, а другое – работать с ними. В любой момент могут возникнуть трудности, профессиональные и личные столкновения. В каждой балетной паре отношения складываются по-разному. Но бывает и так, что все быстро срастается. В апреле в Мариинском театре я танцевала «Лебединое озеро» с Тимуром Аскеровым, он был для меня потрясающим партнером.

Жереми-Лу: Я бы хотел выйти на сцену с Марианелой Нуньес или с Дианой Вишневой.

–Расскажите о вашем дуэте.

Элоиз: Мы уже несколько лет танцуем в одной труппе. Я счастлива, что у меня есть такой партнер как Жереми-Лу. Когда я выступаю с ним, то буквально проживаю свою партию, испытываю невероятные эмоции. Это неудивительно, потому что мы и в жизни пара. Я уже говорила, что в каждом дуэте отношения складываются по-своему. У нас все идет гладко, и это чудесно.

–Недавно стало известно, что в Гранд Опера сменилось руководство: вместо Бенжамена Мильпье пост директора балетной труппы займет в прошлом звезда Орели Дюпон. Какие перемены в связи с этим ожидаются в театре?

Элоиз: Орели вступит в новую должность уже в сентябре и, конечно, с ее приходом в балетном репертуаре Гранд Опера произойдут значительные изменения.

Жереми-Лу: Мильпье привнес в наш театр очень много современной хореографии, балетов американских и канадских мастеров. Орели Дюпон основой репертуара вновь сделает классические спектакли, вернется к наследию великих европейских хореографов.

–У вас остается время на что-то, кроме балета?

Жереми-Лу: Разумеется. Я и Элоиз проводим достаточно времени вне сцены. Мы только что купили квартиру и сейчас едем отдыхать. В нашей жизни много планов, не связанных с балетом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
861
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
532
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1051
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1037

Другие новости