Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
В рамках «Летних балетных сезонов» в Москве прошли гастроли солистов Гранд Опера Элоиз Бурдон и Жереми-Лу Кера: французские танцовщики исполнили главные партии в спектаклях «Дон Кихот» и «Щелкунчик». Вместе с ними на сцене Российского Академического Молодежного театра выступили артисты труппы балета классической хореографии «La Classique», театра «Русский классический балет» и оркестр «Летних балетных сезонов» под управлением Ярослава Ткаленко.
Для удобства гастролеров балетмейстеры-репетиторы российских трупп решились на постановочный микст: артисты кордебалета исполняли свои партии в привычной для них хореографии Петипа (в «Дон Кихоте» в редакции Сержа Мангета), а ведущие солисты - в редакции Рудольфа Нуриева. Учитывая то, что оба балетмейстера – и Мангет, и Нуриев - принадлежали к русской школе танца, такой синтез выглядел вполне органичным и стилистически единым. Порадовали атмосферные декорации Евгения Гуренко (внушительных размеров корабль в севильском порту, ветряные мельницы в дикой местности, растущая елка в комнате Маши), яркие, но без излишней вычурности костюмы Марины Соколовой и Эрика Меликова (строгие трико у юношей и средней длины тюники у девушек не сковывали движения артистов и не отвлекали от танца).
Однако главным подарком публике стало участие в постановке солистов Опера Гарнье. Элоиз Бурдон статус балерины-девочки (небольшой рост, тонкие линии, очаровательная улыбка) помог слиться с ролью боевой, задорной Китри и мечтательной, романтичной Маши. И то, как танцовщица видит своих героинь — тоже весьма любопытно. В обе партии солистка привнесла характерный парижский акцент: женские персонажи Бурдон напоминают изысканных барышень с Елисейских полей. Как и подобает истинным француженкам, они не тоскуют о прошлом и не тревожатся о будущем. А просто живут сегодняшним днем, наслаждаясь каждым его моментом. В «Дон Кихоте» Китри-Бурдон кокетничает с Гамашем, с любопытством поглядывает на Дон Кихота, ластится к отцу и лишь в последнем па де де подает руку Базилю, соглашаясь на брак. Стремление героев жить настоящим ощущалось и в «Щелкунчике»: с окончанием новогодней ночи Маша не сожалеет об исчезнувших чудесах и утрате сказочного принца. «Новый день – новый принц» — таков ее финальный посыл залу.
Помимо французского отношения к жизни, оба солиста продемонстрировали виртуозную французскую школу танца. Бальзам на душу балетоманов пролили две вариации Китри в первом акте «Дон Кихота» и вариация Маши в «Щелкунчике», исполненные Бурдон с филигранной точностью. Жереми-Лу Кер в совершенстве освоил непринужденно-игровую манеру нуриевских дуэтов: в «Дон Кихоте» танцовщики вылетают на сцену в стремительном гранд жете, партнер, удерживая балерину одной рукой, фиксирует ее в эффектной верхней поддержке и замирает на несколько секунд, провоцируя публику на восторженные «браво» и благодарные аплодисменты.
Можно пожалеть лишь о том, что в общей сложности солисты пробыли на сцене не более получаса: в редакциях обоих балетов львиную долю времени занимают массовые сцены — танцы женихов, подружек, цыган, цветов, сластей и прочих. Их геометрически сложные построения и прихотливый пластический рисунок требуют слаженного, хорошо обученного кордебалета. Нынешний опыт показал, что отсутствие такового отнюдь не идет на пользу постановке. Российским танцовщикам, выступившим с гастролерами из Парижа, как минимум не хватило синхронности исполнения: разрыв между артистами Гранд Опера и остальными оказался слишком велик.
После окончания гастролей корреспонденту «НГ» удалось побеседовать с Элоиз Бурдон и Жереми Лу-Кером.
–Элоиз, для вас и Жереми-Лу «Летние балетные сезоны» – уже не первый визит в Россию. В 2013 году вы в составе артистов труппы Гранд Опера гастролировали в Большом театре, в 2014-м – Жереми-Лу выступал в гала-концерте в Мариинском театре, а в апреле этого года вы участвовали в XVI Международном фестивале балета «Мариинский». Нравится ли вам танцевать на русской сцене?
–Каждый раз я очень рада предложению приехать в Россию. Особенно летом, когда на улице тепло. Нас здесь хорошо принимают, всегда помогают с костюмами и с классом для репетиций. Мне нравится работать с российскими труппами. Для нас с Жереми-Лу Россия – это совершенно другая культура, другая школа танца.
–В Гранд Опера очень разнообразный балетный репертуар. Вы и Жереми-Лу заняты в классических постановках, исполняете неоклассические спектакли, современную хореографию. Чтодля каждого из вас предпочтительнее, интереснее?
–Элоиз: По ощущениям все это очень разные вещи. Я думаю, сила нашей труппы в том, что мы можем исполнять и классические спектакли, и неоклассику, и современную хореографию. Я танцевала больше классических партий, но мне интересно осваивать разные хореографические стили.
–Жереми-Лу: Я очень люблю исполнять современную хореографию – балеты Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, Анны Терезы де Кеерсмакер, Бенжамена Мильпье, Саши Вальц. Если говорить о классических спектаклях, в Гранд Опера я танцевал только одну большую сольную партию – в «Пахите» Пьера Лакотта. Поэтому предложение выйти на сцену в роли Базиля и принца Щелкунчика cтало для меня большим вызовом.
–Есть ли у вас кумиры среди танцовщиков? С кем бы хотели станцевать на одной сцене?
–Элоиз: В разных труппах есть очень много прекрасных танцовщиков, мне нравится открывать для себя новых артистов. Но одно дело, восхищаться какими-то исполнителями, а другое – работать с ними. В любой момент могут возникнуть трудности, профессиональные и личные столкновения. В каждой балетной паре отношения складываются по-разному. Но бывает и так, что все быстро срастается. В апреле в Мариинском театре я танцевала «Лебединое озеро» с Тимуром Аскеровым, он был для меня потрясающим партнером.
– Жереми-Лу: Я бы хотел выйти на сцену с Марианелой Нуньес или с Дианой Вишневой.
–Расскажите о вашем дуэте.
–Элоиз: Мы уже несколько лет танцуем в одной труппе. Я счастлива, что у меня есть такой партнер как Жереми-Лу. Когда я выступаю с ним, то буквально проживаю свою партию, испытываю невероятные эмоции. Это неудивительно, потому что мы и в жизни пара. Я уже говорила, что в каждом дуэте отношения складываются по-своему. У нас все идет гладко, и это чудесно.
–Недавно стало известно, что в Гранд Опера сменилось руководство: вместо Бенжамена Мильпье пост директора балетной труппы займет в прошлом звезда Орели Дюпон. Какие перемены в связи с этим ожидаются в театре?
–Элоиз: Орели вступит в новую должность уже в сентябре и, конечно, с ее приходом в балетном репертуаре Гранд Опера произойдут значительные изменения.
–Жереми-Лу: Мильпье привнес в наш театр очень много современной хореографии, балетов американских и канадских мастеров. Орели Дюпон основой репертуара вновь сделает классические спектакли, вернется к наследию великих европейских хореографов.
–У вас остается время на что-то, кроме балета?