Фокус «оживления» кинопленки сценографу найти не удалось. Фото Ольги Лопач предоставлено пресс-службой театра
"Тополя" - один из премьерных спектаклей "Мастерской Петра Фоменко", театра, который не боится выпускать новые работы под конец сезона, уходя в лето. Неизменная любовь к "фоменкам" обеспечивает аншлаги, современный формат позволяет спектаклю быть кратким - час десять без антракта, впрочем, одноименный рассказ Александра Вампилова можно было прочесть, наверное, минут за пять, в программке он опубликован целиком. А спектакль идёт час десять.
У Вампилова и сегодня с театром непростые отношения. С одной стороны, Табаков уже отлил фигуру драматурга в бронзе, поставив рядом с двумя другими русскими драматургами-классиками второй половины ХХ века - с Виктором Сергеевичем Розовым и Александром Моисеевичем Володиным. И его самого тоже называют классиком, но классиком - до сих пор не прочитанным или прочитанным не до конца, тем самым объясняя отсутствие великих спектаклей по пьесам Вампилова. Хотя как раз Олег Табаков играл в одном из лучших спектаклей по коротким одноактным его комедиям - в "Провинциальных анекдотах", спектакле Валерия Фокина в театре "Современник". Был когда-то важный для понимания драматурга спектакль открывшего Вампилова первым в Москве Владимира Андреева - "Прошлым летом в Чулимске", со Станиславом Любшиным в роли Шаманова. "Утиную охоту" ставили много раз, но великих спектаклей все-таки не было до сих пор, и киноверсию с Олегом Далем в роли Зилова тоже не причисляют к безусловным художественным удачам... Может быть, ещё и по этой причине у "Тополей" не один, а сразу три режиссера? Которые, вероятно, в поиске адекватности, то есть соответствия автору, его замыслу, придумали изобразить на сцене "Мастерской Петра Фоменко" спектакль-кинофильм? Именно так обозначен жанр этой премьеры.
В основе этого недлинного спектакля, как уже было сказано выше, - рассказ Вампилова. Не его знаменитые, хотя и "недооткрытые" или едва только "приоткрытые" пьесы, а куда менее известная проза, короткие рассказы, еще немного - и те самые "крохотки" Солженицына или "мгновения" Бондарева, да мало ли в русской литературе за последние без малого двести лет было примеров таких вот коротких рассказов, с сюжетами и одними только впечатлениями?! Импрессионистичность "Тополей" очевидна в том, как автор высвечивает отдельные важные для его повествования, для впечатлений и чувств цвета - "пронзительно синий воздух", тополя - "корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве", "синь, мутнеющая синь", "безумно-синим сделался воздух"... Ничего явного, лишь тополя - вечная константа в этой истории. Как сыграть эту синеву в спектакле, сделанном принципиально черно-белым, действие которого переплывает со сцены на экран и обратно, где на экране - черно-белые интерьеры и аллея тоже черно-белая, а на актерах костюмы - матовые, чуть отдающие в желтизну, бежевые, точно сошедшие со старой пожелтевшей кинопленки (художник - Александра Дашевская, костюмы - Анны Белан и Валерии Курочкиной)?
Едва замечаешь или узнаёшь про эту помесь жанров - про спектакль-кинофильм, - тут же напрягаешься, делаешь стойку: интересно же, как это очевидное противоречие будет преодолено? В конце концов этот случай - не первый, когда режиссеры предпринимают попытку "синхронизировать" видео и живой актерский план, происходящее на экране с игрой актёров на сцене. К сожалению, самый удачный виденный мною опыт в памяти остался анонимным, - это был спектакль испанского, кажется, театра по "Фаусту", там буквально мистически удалось добиться порой пугающих перетеканий действия с поставленных друг на друга четырех или пяти экранов-телевизоров к живым актерам и обратно.
Вампилов - реалист, но и он в этой истории пытается поймать и отрефлексировать некоторую неслучайность в случайной то ли встрече, то ли не-встрече, так далеко отбросившую тень, можно сказать, на всю последующую жизнь героя...
Некто рассказывает, как спешил через городской сад к невесте, но неожиданно столкнулся с прекрасной незнакомкой, прошел мимо и теперь, спустя 10 лет, женившись по любви и имея 10-летнего сына, каждую весну тоскует на том же месте, в тот же час, в садике среди тополей. И уже напоследок: "Я ее никогда не видел. Её не было. Были и есть только тополя"... В этом коротком рассказе, честно говоря, нечего играть. Тут, представляется, - очевидная ошибка с выбором материала. В 39 строках - полная невнятица мыслей и чувств. И - никакой драматургии.
Это только кажется, что интересно разбираться в том, что таит некоторую тайну. В этой короткой истории нет... истории. Рассказчик обманывает себя, а следом пытается, впрочем, безуспешно, обмануть читателей. Если ты женился по любви, какого черта тебе искать в этих тополях? Если шёл к невесте и встретил другую, волшебную, то, значит, невеста была не так уж любима... Зачем врать, что женился по любви? Бывают, конечно, случаи, когда мужчина встречается одновременно с двумя девушками. Я помню, переживал когда-то по схожему поводу. Но дядя, мудрый человек меня остановил вопросом: "В каком смысле одновременно?" - "Сегодня с одной, завтра - с другой..." - "Это не называется одновременно, это - последовательно. Так и надо".
Вампилов, наверное, был великим драматургом, но, судя по рассказу "Тополя", проза ему удавалась не всегда. В песенке Максима Леонидова драматургии побольше:
"Она прошла, как каравелла, по зеленым волнам
Прохладным ливнем после жаркого дня
Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я".
Проблема с сюжетосложением неминуемо отзывается в приблизительностях, которые уже от себя добавляет театр. Хотелось предложить нечто новое, поискать (и найти, конечно!) что-то интересное на стыке театра и кино, которое, как мы уже видим, спустя сто-то с лишним лет, театр не погубило, живут они поживают, время от времени забегая на чужую территорию. Но ничего интересного найти, к сожалению, не удалось: чтобы перейти с аллеи на сцену, актерам приходится сделать шаг в сторону, за кулисы. Понятно, что иначе не получится. Но "что не получится" было ясно и до этого спектакля, а спектакль такой - спектакль-кинофильм - вероятно, стоило ставить лишь в том случае, если его авторы находят фокус, с помощью которого эту очевидную преграду удается преодолеть. В конце концов, у них же есть... как его? Дэвид Копперфильд! Значит, задумав нечто необыкновенное, надо было начинать с попыток преодоления земного тяготения.
Всё остальное, впрочем, весьма обаятельно: появление в эпизодических ролях Ивана Верховых, Тагира Рахимова, Кирилла Пирогова, Евгения Цыганова, Ксении Кутеповой и самого Евгения Каменьковича... Всё это полно очарования. Прелестно. Но к рассказу "Тополя" всё это отношения не имеет.
То, что Владимир Топцов, которому достается роль героя в возрасте, и Амбарцум Кабанян - актеры хорошие, содержательные, не подлежит сомнению. Даже после этого спектакля.