0
2880
Газета Культура Интернет-версия

12.07.2016 00:01:00

Фестиваль "Киссингенское лето" принимает звезд топ-класса

Тэги: фестиваль, киссингенское лето. классическая музыка


фестиваль, киссингенское лето. классическая музыка На сцене – молодые артисты, а в зале – в основном возрастная публика. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В самом сердце Германии, в благословенной баварской глуши – городке Бад Киссинген с 30-тысячным населением – открылся фестиваль классической музыки «Киссингенское лето», из года в год собирающий музыкантов самой высшей лиги – от Чечилии Бартоли до Ланг Ланга.

Когда наконец добираешься до Бад Киссингена из Франкфурта-на-Майне через два с половиной часа с двумя железнодорожными пересадками, до которого еще надо долететь из Москвы часа за три с небольшим, понимаешь, что попал в землю обетованную, где только и можно войти в подлинный контакт с высоким искусством. Странника, впервые ступившего на эту землю, буквально с привокзальной улицы пленяют звуки птиц и тишины, а музыке больше и не надо. Плюс аромат головокружительного многоцветья. Кажется, что музыка нашла там приют подальше от шумов цивилизации, не ведущей ни к чему хорошему. Покой находят там и отдыхающие, приезжающие в Бад Киссинген поправить здоровье телесное, а вместе с ним и душевное. Удовольствие не из дешевых, но того стоит. На концертах средний возраст публики – лет 60. Встретить там золотую молодежь практически невозможно, разве что в виде исключения – младших школьников, которых бабушки и дедушки берут с собой приобщить к прекрасному. На одном из таких концертов вспомнился фильм «Молодость» Соррентино. 

Интендант фестиваля «Киссингенское лето» Кари Каль-Вольфсъегер за 30 лет со дня его возникновения сумела создать едва ли не самый престижный музыкальный форум, как будто бы вовсе и не гонясь за шумной рекламой со звонкими слоганами. В прошлом журналист в области экономики, она сумела завоевать отличную репутацию у самых востребованных академических музыкантов Европы, которые с радостью приезжают в эту тихую обитель. Именно с рассказа об атмосферных радостях Бад Киссингена начал свое интервью один из двух ведущих в Германии вагнеровских теноров – звездный Клаус Флориан Фогт, сказавший, что любит маленькие города и природу. Он участвовал в концерте открытия, исполнив теноровую партию в «Песне о земле» Малера. В отличие от многих фестивалей классической музыки, где организаторы подчас истерически беспокоятся о завлекательности любой ценой – от агрессивной рекламы до всевозможной сувенирной продукции, менеджеры Бад Киссингена очень скромны. Их главная и единственная цель – собрать много очень хороших музыкантов с очень содержательными программами. 

Возникший в свое время в канун объединения Германии фестиваль «Киссингенское лето» был призван воплотить миротворческую тему всеми возможными способами. Китайская тема нашла свое начало в концерте открытия, состоявшемся в зале Регентенбау с превосходной акустикой, в мировой премьере концерта для трубы с оркестром «Вечная радость» Киганга Чена, где блистательно солировала британка Элисон Бэлсом. В концерте открытия участвовал дирижер-китаец, управлявший одним из главных оркестров Германии – Мюнхенскими филармониками, тенор-немец, баритон-венгр. И исполнили они самое философское сочинение австрийца Густава Малера «Песнь о земле» на стихи китайских поэтов, где суета земной жизни передается рентгеновским лучам древней мудрости. Юношеский окрас звонкого тембра Фогта в сочетании с меланхоличным, очень малеровским баритоном Михаэля Наги явили очень емкий развернутый образ зари и заката человеческого бытия. Китайский маэстро вел оркестр (к слову, тот самый, которым сегодня руководит Валерий Гергиев), создавая иллюзию спонтанности, некоторой нервности, несколько взвинчивая привычные темпы, словно желая во что бы то ни стало осовременить партитуру. На следующий день турецкий пианист Фазиль Сай и французский виолончелист Николя Альтштедт дали грандиозный концерт из сонат Шостаковича и Форе (знаменитая скрипичная в переложении для виолончели), сюиты Бриттена для виолончели соло, «Сказок» Яначека. На грани абсолютной гениальности играл свои партии Альтштедт. Фазиль Сай слишком много заигрывал с залом, а в Сонате фа мажор Моцарта и вовсе устроил аттракцион в духе Ланг Ланга, подпевая себе, напоказ совершая эффектные жесты руками, притопывая от удовольствия, вертясь всем корпусом, сверкая глазами. 

Фактически каждый концерт «Киссингенского лета» являет эталон жанра, который можно изучать на предмет грамотного составления программы. Если в течение недели концерты идут там вечерами, то на уик-эндах их число увеличивается до трех в день. Так, на выездном концерте в зале Людвига I в Бад Брюкенау выступила одна из лучших немецких лирических сопрано современности Кристиане Карг с большой программой романтической музыки – циклом «Любовь и жизнь женщины» Шумана, также редко исполняемыми песнями Лахнера и Шпора, избранными песнями Брамса и «Пастухом на скале» Шуберта. В этом концерте звездность была умножена на два: кроме Кристиане выступила всемирно известная кларнетистка Сабине Майер, сыграв свою партию в сочинениях Шпора и Лахнера в так называемых kunstlied – «художественной песне», феномене немецкого романтизма. Пианистка Лизе Клян восхитила своим искусством аккомпанемента, доведенного до совершенства, когда он настолько прозрачен и деликатен и в то же время без него нет целого. В «Розовом гала», увенчавшемся открытием главного городского фонтана, выступили грациозная, с балетной фигуркой скрипачка Арабелла Штайнбахер и корейский тенор Сунг Мин Сонг в сопровождении оркестра Кельнского радио под управлением Лоренса Фостера. Личным же открытием, даже откровением поездки в Бад Киссинген стало выступление немецкого тенора Даниэле Беле. Два шедевра романтической музыки – вокальные циклы «Любовь поэта» Шумана и «Лебединая песнь» Шуберта – он исполнил на пределе эмоций, с настоящим романтическим пафосом последней «правды чувств», создав ощущение «жизни человека на ветру». Среди российских звезд, которых услышат на фестивале, – пианисты Григорий Соколов, Борис Березовский и Даниил Трифонов и маэстро Владимир Спиваков и Валерий Гергиев.

Бад Киссинген–Санкт-Петербург 



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
728
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
376
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
324
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
415

Другие новости