0
3026
Газета Культура Интернет-версия

27.06.2016 00:01:00

Большой театр выпустил последнюю премьеру сезона

Тэги: большой театр, премьера, ундина


большой театр, премьера, ундина Беглец, влекомый Ундиной, теряет чувство реальности. Фото Дамира Юсупова/Большой театр

Балетом «Ундина» на сцене Большого дебютирует Вячеслав Самодуров – один из самых успешных российских хореографов, художественный руководитель Екатеринбургского театра оперы и балета, обладатель премии «Золотая маска». За дирижерским пультом – Павел Клиничев. 

У нимфы водной стихии – давняя балетная история, хотя, возможно, и не такая блистательная, как у воздушной Сильфиды. Первый балет о Сильфиде появился в 1828 году в миланском Ла Скала. А за три года до этого тот же французский балетмейстер Луи Анри поставил  в Вене «Ундину». 

Ундина (она же Наяда и Русалка) впервые появилась на балетной сцене благодаря написанной в 1811 году повести немецкого романтика Фридриха де ля Мотт Фуке. За два столетия к этому сюжету обращались  хореографы самых разных направлений – от Тальони, Перро и Петипа до Хлюстина, Гзовской, Шперли или Лакотта. Музыка тоже была различных композиторов: Александр Горский, к примеру, выбрал  Шуберта и балет так и назывался – «Шубертиана». 

В 1958 году романтическая история привлекла внимание культового английского хореографа Фредерика  Аштона, заказавшего музыку немецкому композитору Хансу Вернеру Хенце. Модернист, по мнению современников-слушателей, и консерватор, хотя и  начинал как авангардист-радикал, для коллег, Хенце в результате сочинил самый известный из дюжины своих балетов. Эта образная, дансантная, очень театральная музыка (неожиданным образом «сплавившая» прокофьевскую лирику и находки Стравинского)  и легла в основу трехактного спектакля Большого театра в постановке Вячеслава Самодурова. 

Выпустив в нынешнем сезоне в екатеринбургской труппе собственную версию шедевра мирового сюжетного балета – «Ромео и Джульетту» Прокофьева, на главной сцене страны Самодуров обратился к жанру скорее абстрактному, пытаясь оперировать отвлеченными понятиями (Сон, Мечта, Любовь, Перепутье, Выбор).  И размышлять о ценности идеала, о цене бегства от действительности. 

Среди «действующих лиц» нет собственно героев.  Здесь только Беглец и Ундина.  В мизансценах первого акта – не взаимоотношения людей, а борьба сущностей, не обстоятельства, а коллизии. Наш век ищет романтического, но прожитое и переживаемое никогда уже не позволят отдаться ему наивно и безотчетно. «Ундина» в 2016 году – это  жесткий взгляд современного человека. Никаких атрибутов «белого балета». Место же экзотических декораций заняли  световые конструкции Энтони Микилуэйна. 

В  пластике в угоду «крупной теме» или «высокой идее» хореограф не пренебрегает мельчайшей проработкой. В балете обобщений нет общих мест – жете ради жете или силы как таковой. Как и музыка Хенце, хореография Самодурова образно и эмоционально богата. Так, дух морской стихии не только обозначен в сценографии, но изобретательно и поэтично претворен в движении (хореограф не забывает о происхождении слова «ундина» от латинского undo – «волна»). От артистов (Беглец – Игорь Цвирко, Ундина – Екатерина Крысанова) постановщик добивается внутренней концентрации, чувств крупным планом и мощного, упругого вброса  их в зал. Чего хватает, правда, только на один акт.  Во втором  – нараставшее напряжение, достигнув кульминации, увязает в бесконечных повторах, не найдя ни смыслового, ни хореографического развития. Условность обобщения время от времени разрушается неуместной конкретикой. Например, костюмы танцовщиков (художник Елена Зайцева), не привязанные ранее к эпохе или бытовой ситуации и выражающие скорее обыденность мира, дополняются вдруг (буквально на несколько минут) военно-морскими кителями, выбиваясь из стилистики спектакля, переводя борьбу идей в перипетии сказочной Русалочки в окружении офицеров. Окончательно стилистику разрушает акт третий – соло, дуэты и трио под невесть откуда опустившейся люстрой. Дивертисмент из старого балета. Разве что заканчивается он не свадебным апофеозом, а смертью героя. Его и всех ненужных двойников пинками выкатывают со сцены хладнокровные ундины.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
646
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
821
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
694
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
561

Другие новости