0
3287
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2016 00:01:00

Карт-Бланш. Время просветить Кандинского

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Евгеньевна Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: русский авангард, искусство, третьяковская галерея, дискуссия, василий кандинский, выставки, абстракционизм


русский авангард, искусство, третьяковская галерея, дискуссия, василий кандинский, выставки, абстракционизм Юбилей Василия Кандинского в Третьяковке отмечают показом выставки в две картины. Фото со страницы ГТГ Facebook

В Третьяковской галерее идет дискуссионная программа «Культурное лидерство в современном мире». Во время встречи-диалога «Культурные институции как лидеры в развитии общества» о своем видении музейного развития говорили директора Третьяковки Зельфира Трегулова и лондонского Музея Виктории и Альберта Мартин Рот. Он, в частности, вывел афористичную формулу: музеи умеют смотреть в прошлое, чтобы помогать формировать будущее. А Зельфира Трегулова, рассуждая о миссии своего музея, поведала, что один из элементов этой самой миссии – развитие «дискуссии в формировании понятия русской культурной идентичности как продолжение того, что делал Павел Третьяков». Но дело даже не в этом, а в вопросе из зала. Искусствовед Михаил Каменский, до недавнего времени возглавлявший Sotheby's в России и СНГ, спросил Трегулову: «Является ли русский авангард частью российской идентичности?» «Да, абсолютно да и еще раз да», – ответила она. Дискуссия в эту сторону не повернула, но дала новый повод задуматься об авангарде и культурной политике.

Сейчас в Третьяковке отмечают 150-летие подарившего миру абстрактную живопись Василия Кандинского. Празднуют, показывая на Крымском Валу выставку «Контрапункт: композиция VI – композиция VII», эрмитажную и свою работу 1913 года (потом выставка переедет в Эрмитаж). Прекрасные вещи, каждая по-своему драматична и одновременно лирична (раз уж Кандинский запомнился истории основоположником лирической абстракции). Абстрактные картины, перипетии которых засасывают как воронка. Не говоря уж о том, какие там краски! «Композиции» огромны, наконец. И сверх того, дизайнерски упакованы в «космические» капсулы модными архитекторами Сергеем Чобаном и Агнией Стерлиговой. В одной друг против друга, в диалоге, помещены сами холсты, в другой – мультимедийная история «Путь к абстракции» о том, через какую эволюцию художник к этим вещам пришел. Плюс к тому огромное полотно вступительного текста и выдержки из записи самого Кандинского все это «предвещают» на входе, вдобавок Кандинскому сделали посвящение в рамках народных гуляний на «Ночь музеев», да 3 июня вместе с «Гаражом» провели международный семинар «Кто боится Кандинского? Представляя Василия Кандинского в XXI веке». Туда приезжали, в частности, специалисты из Центра Помпиду, из Музея Гуггенхайма, из берлинского Bauhaus-Archiv… И много рассказывали в том числе и о разных выставках Кандинского. И все хотели поговорить об этом. Ну, разумеется, хотели. Чего еще? Но картины-то сейчас две... А дата –150 лет. И живопись – тот случай, когда лучше один раз увидеть.

Конечно, можно было бы и с опозданием сделать достойную повода ретроспективу, но пока об этом никто не говорит. Что будет в Третьяковке в 2017–2018 годах ретроспектива другого авангардиста Михаила Ларионова, известно, а про Кандинского – тишина. Между тем, если есть проблемы с музейным взаимодействием с американскими, например, институциями, то тем не менее Кандинского много и в Европе, и в России. Да даже если совсем далеко не ходить и взять лишь столичные музеи – и в Третьяковке, и в Русском музее, и в Пушкинском... И ранние, вовсе еще не «предвкушавшие» абстракции произведения, и классические. Зельфира Трегулова возглавила Третьяковскую галерею в феврале 2015-го, и за такой срок, известное дело, большой музейный проект сделать почти невозможно. (На том самом международном семинаре, к примеру, сказали, что сейчас готовится выставка Кандинского в Абу-Даби на 2020–2021 годы.)

Но, может, что-то все-таки было возможно? Вопрос не только к нынешнему и к прошлому директору музея, но во многом и к Министерству культуры. Не секрет, что и без того небольшой музейный бюджет с кризисом сократился, и чиновники указывают институциям на пресловутый эффективный менеджмент и умение привлекать внебюджетные средства. И не то что не секрет, а захочешь – не сможешь не заметить, сколько сегодня твердят о патриотизме. Понимаемом в узко заданных рамках. Недавно довелось побывать на круглом столе «Что такое искусство? Современный взгляд», прошел он при поддержке Минкульта (!) на философском факультете МГУ (не спрашивайте, почему обсуждали это философы). Узкие рамки там ощущались, но еще интересно, что первый замминистра культуры Владимир Аристархов сообщил: в 2015-м министерский лексикон «обогатился» формулировкой «ценностно ориентированная культурная политика». То есть когда важно еще и качество, хотя оптимального критерия пока не нашли... Звучит жутковато.

Русский авангард, и недаром его вспомнил, задавая свой вопрос Трегуловой, Михаил Каменский, давно стал российским брендом в мире. При Каменском в 2008-м «Супрематическая композиция» Малевича ушла с молотка на Sotheby's за рекордные 60 млн долл. Выставки русского авангарда возят по всему свету, они успешны (и отечественные музеи, вывозя экспонаты на гастроли, могут хоть что-то на этом заработать), произведения русских авангардистов есть в собрании мировых музеев. Посмотреть живопись авангарда и архитектуру конструктивизма едут в Россию. Безусловно, искусство авангарда уже признано национальным достоянием, работы давно извлечены из музейных недр в постоянные экспозиции. Но ведь это то, чем можно, нужно гордиться не только на словах: и 100-летие «Черного квадрата» Малевича, и 150-летие Кандинского власти предержащие могли бы, наверное, поддержать. Могли бы случиться представительные выставки. И, к слову, одной из главных выставок подходящего к концу сезона стал показ «До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев», его Андрей Сарабьянов курирует в Еврейском музее, который, в свою очередь, нашел на это спонсоров. По информации «НГ», подготовили сложносоставную (19 музеев) экспозицию за год. А отбор и договоренность по предоставлению картин осуществлялись летом и осенью 2015-го. Хватило времени, и Кандинский, кстати, на этой выставке есть. Минкультуры могло бы подключиться и, например, провезти этот проект по регионам, но ведомство с такой инициативой не выступило.

К 100-летию «Квадрата» большая выставка прошла в Базеле (в Россию ее по разным причинам привезти было нельзя), а в Третьяковке – скромный графический показ из запасников «Под знаком Малевича». Зато тогда икону авангарда наконец по-современному исследовали, обнаружив даже в два раза больше интересного, чем ожидалось (интервью с Ириной Вакар см. на сайте «НГ» от 19.11.15). Видимо, настало время просветить работы Кандинского. Чем не повод. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1600
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1797
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1908
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4281

Другие новости