Фото Татьяны Соколовой
Во дворце Музея-усадьбы Кусково открылся традиционный летний органный фестиваль — один из главных «усадебных» органных марафонов столицы, идейным вдохновителем и организатором которого стала известная органистка Елена Привалова-Эпштей
«Здесь всегда очень хорошо чувствуешь себя» — произнесла перед концертом одна из смотрительниц дворца. Действительно, стоит только пересечь границу бывшей усадьбы Шереметевых — вырваться из суетливого городского движения и пройти вдоль озера, мимо служебных корпусов и церкви к главному дому, как что-то меняется внутри, наполняется особым состоянием покоя и гармонии — согласно внешнему спокойствию чудом сохранившейся подлинной загородной резиденции XVIII века. Не «восстановленной под видом реставрации», а самой что ни на есть настоящей русской усадьбы! Тепло старинного деревянного дома, классический декор «под мрамор и бронзу», темноватые крупные зеркала, изящные статуи и вазы — все это создает атмосферу, редкую даже среди сохранившихся на территории Москвы старинных дворцов. И не случайно концерты в Кусково всегда привлекают большое количество слушателей. Которых и на этот раз пришло немало — несмотря на вечер рабочего дня и ненастную погоду (которая, впрочем, за час до концерта сменилась на солнечную). Гости дворца тепло приветствовали музыкантов и терпеливо пережидали вынужденную, в связи с повышенной влажностью, дополнительную настройку инструментов.
При расчете на самую широкую аудиторию, программы капеллы «Золотой век» всегда радуют музыкальными редкостями. На этот раз, наряду с органными концертами Баха (своего рода «обязательной программой» концерта барочной музыки), изысканными пьесами Куперена и Боккерини, прозвучали произведения менее известных композиторов: Трио-соната Антонио Кальдара — одного из самых плодовитых авторов в истории музыки, Соната для виолы да гамба Карла Фридриха Абеля — по словам Гёте, «последнего великого гамбиста», а также Струнное трио Леопольда Моцарта, известного в основном благодаря своему гениальному сыну-композитору
В коллекции капеллы «Золотой век» — вся «линейка» аутентичных струнных: барочные скрипки (Мария Ходина, Ксения Тимофеева), альт (Рустик Позюмкий), виолончель (Александр Листратов), дубль-бас (Владимир Коденко), а также французская семиструнная виола да гамба, две сольных пьесы на которой также исполнил Рустик Позюмский. Акустически ансамбль прекрасно сочетался с установленным в зале на время фестиваля современным итальянским цифровым органом Viscount. Инструменты этой марки, собираемые вручную, максимально приближены к своим прототипам — духовым органам, а также дополнены современными возможностями «запоминания» регистров. Но прежде всего, качество звучание органа в ансамбле зависит от исполнителя. Опытнейший органист Алексей Шевченко, доцент факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, не первый год выступает с капеллой. Мастерство исполнения органистом basso continuo, фактически, «выстраивает» всю ансамблевую вертикаль. Особый почерк органиста ярко проявился в сольном концерте И.С. Баха до мажор по концерту Вивальди: импровизационная свобода фраз-речитативов в медленной части и артикуляционное разнообразие фигураций в крайних частях: вместо скучного legato — постоянная смена артикуляции, будто бы «игра в артикуляцию», при идеально выдержанном темпе. То, что обычно принято называть «аутентичной манерой исполнения» — в той степени, в которой современный музыкант и слушатель могут ее себе представить. А исполненный в финале концерта виртуозный концерт Баха ре минор для органа и струнных, с филигранно выстроенной «флейтовой» регистровкой медленной части, вызвал настоящую овацию.
Седьмой фестиваль «Органные вечера в Кусково» продлится до конца августа, и концертов на этот раз запланировано больше, чем на прежних фестивалях. Впереди — больше 30 вечеров музыки для органа соло, в ансамбле с другими и инструментами и голосом. В программе — выступления известных отечественных и зарубежных органистов, солистов московских театров и мастеров «аутентичного» исполнительства.