Михаил Миндлин презентует проект нового здания ГЦСИ на Ходынке, которое, очевидно, так и останется в виде макета. Фото с официального сайта ГЦСИ
Министерство культуры принципиально не настроено на диалог, несмотря на декларирование своей открытости. Можно вспомнить немало примеров снятий и назначений того или иного культурного деятеля, например, в музеях, проведенных в режиме «спецоперации», быстро и почти секретно. Но в череде таких кадровых перестановок увольнение гендиректора Государственного центра современного искусства Михаила Миндлина – самое скандальное решение, ставящее под вопрос развитие актуального искусства в России.
О том, что в нем как в руководителе ГЦСИ больше не нуждаются, Миндлин узнал накануне, во вторник поздно вечером. А в среду Минкультуры сделало рассылку, в которой уведомило, цитируя министра культуры Владимира Мединского, что «две похожие государственные структуры, даже если их взаимодействие находится на высоком уровне, не могут столь же эффективно решать поставленные задачи, как одна большая организация. Поэтому, посоветовавшись с экспертным сообществом, мы решили объединить ГЦСИ и «РОСИЗО». При этом ГЦСИ станет структурным подразделением «РОСИЗО». Что это за «экспертное сообщество», что за люди в него входят и принимают такие решения, не сообщалось. Как и о том, с каких пор «РОСИЗО», структура, созданная в 1959-м, по сути, как хранилище закупленных государством в соответствии с его представлениями произведений искусства и выставочный оператор, приравнено к ГЦСИ в статусе «центров современного искусства» (это тоже из слов Мединского).
ГЦСИ – первая и, по сути, единственная в России институция федерального уровня, учрежденная в 1992 году для поддержки и развития актуального искусства в России. Его филиалы, работающие по всей стране, проводят не только отдельные выставки, но и международные фестивали, готовя их в сотрудничестве с другими странами. Согласятся ли мировые институции сотрудничать с новым руководителем объединенных ГЦСИ и «РОСИЗО», прежде – только директором Музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Сергеем Перовым, – это вызывает огромные сомнения. Впрочем, теперь вообще неизвестно, потребуются ли все эти фестивали. Напомним, окончивший Алма-Атинское высшее военное училище Перов возглавлял в партии «Единая Россия» отдел политического департамента, потом – в той же структуре – Оргуправление Центрального исполнительного комитета. После этого перешел работать в администрацию президента, в 2012-м был начальником департамента культуры правительства РФ, затем – зампредседателя правительства Московской области. До «РОСИЗО», которым он управляет с конца сентября 2015-го, музейного опыта у него не было. Человек совсем из другой сферы, впрочем, сфера военная в России всегда оставалась одной из приоритетных.
«Главной задачей слияния является создание единого центра поддержки современного искусства, площадки диалога между государством и современным творцом. Все полномочия по проведению конкурсов («Инновация», Биеннале молодого искусства, фестиваль коллекций современного искусства, павильон России на Венецианской архитектурной биеннале) будут переданы «РОСИЗО», – сообщил Мединский. Нужно добавить, по данным «НГ», нынешняя кадровая рокировка и слияние не были решением министра. Было обещано, что Михаилу Миндлину найдут новую должность. Увы, приходится добавить от себя, что тем хуже, раз в своей сфере министр не волен отстаивать профессионалов.
Власти принимают волюнтаристские решения, иным увольнение Миндлина и слияние ГЦСИ с институцией совсем другого профиля, абсолютно прогосударственно настроенного, не назовешь. Диалога с экспертами нет. Хотя Миндлин, контракт с которым, между прочим, в прошлом году был продлен на три (!) года, к диалогу с властью был готов. Он снял с номинирования на конкурс «Инновация» заявку с акцией Петра Павленского «Угроза», он в прошлую среду на награждении лауреатов этой премии начал церемонию с благодарности Минкультуры за поддержку.
В слова о том, что ни сокращений штата в ГЦСИ и его филиалах, ни свертывания программ ГЦСИ не ожидается, верить трудно. Когда главой «РОСИЗО» в 2013-м назначили Зельфиру Трегулову, перешедшую потом руководить Третьяковской галереей, она говорила о новом взгляде на (соц)реалистическое искусство. А про фонды «РОСИЗО», по первым своим впечатлениям, рассказала, что «там есть живопись 1930–1950-х, скульптура 1950–1970-х, довольно интересная коллекция ДПИ и неплохое собрание графики 1970–1980-х, включая работы эмигрировавшего Бориса Заборова и раннего Игоря Макаревича». Собрание «РОСИЗО» видно было и по инициированной Минкультуры скандальной выставке советской живописи 1925–1945-го «Романтический реализм», пусть и с привлечением работ из других музеев. «РОСИЗО» – совсем другой профиль, актуальное искусство там не в фокусе. Поэтому, очевидно, в стране, где власти предержащие не понимают и фактически презрительно относятся к contemporary art, такое слияние и возможно. Что будет с музейным зданием ГЦСИ на Ходынке, строительство которого долгое время находилось под угрозой, хотя даже Мединский в какой-то момент отстаивал перед экономическим блоком правительства эту инициативу (и, кстати, он же приезжал на открытие Арсенала в Приволжском филиале ГЦСИ в Нижнем Новгороде), неизвестно. Туда свезут фонды «РОСИЗО», станут показывать «правильные» работы? Что будет с биеннале, и так уже в последние годы ничтожно финансировавшейся государством, неизвестно, но нетрудно угадать, в какую сторону все это движется. ГЦСИ – огромная структура профессионалов, «РОСИЗО» – тоже крупная структура, ими не может руководить один человек. Разве что человек с военной выучкой, не имевший ни опыта работы в музейном деле, ни малейшего опыта в делах современного искусства. Слияние равносильно превращению в склад, уничтожению. «В спальне принимать пищу, – заговорил он слегка придушенным голосом, – в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать», – хрестоматийные слова профессора Преображенского Швондеру... Гайки закручены, нервы взвинчены.