0
2429
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2016 00:01:00

"Современник" празднует 60-летие премьерой антивоенного спектакля

Тэги: театр, современник, юбилей, премьера, марина брусникина


театр, современник, юбилей, премьера, марина брусникина Встречи с любимым могут происходить по-разному... Фото Сергея Петрова предоставлено пресс-службой театра «Современник»

В день юбилея «Современник» сыграл премьеру. Спектакль Марины Брусникиной «Скажите, люди, куда идет этот поезд…» среди прочего можно назвать еще и данью первому легендарному спектаклю – и тот, и этот рассказывают о войне; и выходит, что разлучает людей не только война, но и следующий за нею мир. 

Спектакль Марины Брусникиной назван по строчке из «песни на блатной манер», которую поет старуха в телогрейке в поезде, уходящем на Дальний Восток. На сцене – конец 40-х. 

Марина Брусникина – режиссер, ищущий в новой литературе и драме объемов и интонаций вечной классики. В этом сезоне Брусникина выпустила премьеру «Кот стыда» в Молодежном театре сразу по трем современным пьесам, две из которых принадлежат перу молодых уральских драматургов. Пьеса «Фронтовичка» Анны Батуриной, ученицы екатеринбуржца Николая Коляды, ставится по всей России, а  в Москве – впервые. Выбрав  «Фронтовичку» к постановке в юбилейный год, «Современник» вспоминает свои истоки, когда в 1956-м командой молодых единомышленников театр открылся «Вечно живыми» Виктора Розова.

Художник Николай Симонов, давний соавтор Марины Брусникиной, строит на сцене (кстати, на сцене ДК на Яузе – временном пристанище «Современника») не то накрененную дощатую палубу корабля, не то покосившийся перрон железнодорожной станции.  Этот драматический, чуть заметный откос, из-за которого герои нет-нет, да и скатятся по наклонной, – неустойчивая, навечно сбитая с точек опоры жизнь после войны. 

Главная героиня спектакля «Скажите, люди…» – сержант Мария Небылица. Она возвращается с фронта раньше срока, прямиком из госпиталя. Своего боевого товарища, возлюбленного, от которого так и не выносила из-за тифа ребеночка, она будет ждать уже на Урале, у его матери. Будет заново входить в мирную жизнь, вспомнит, как 20-летней окончила один курс хореографического училища, и станет преподавать в ДК. Но в тылу, как и на войне, свои законы. Вот и жених возвращается, но с новой невестой…

Метафорическое, притчеобразное измерение пьесе придумывает и режиссер. Белые рубашки раненых в госпитале, словно одеяния ангелов, провожают Марию Небылицу на землю, к назначенным ей судьбой мытарствам. Эта застывшая на фоне гигантского колышущегося цветами луга (цветочная видеопроекция погружает в жаркий, слепящий солнцем июль 1946-го) горстка счастливо выживших в аду войны сидит в рядок, точно птицы на жердочке. Контраст сочного, динамичного разговорного языка с неподвижностью актеров на сцене задает в прологе ритм всему спектаклю. Быстрая и по-актерски яркая смена событий, местами комедийных, местами мелодраматических, выходит к финалу в берущую за душу драму и очень вписывается в фирменный стиль «Современника». Вспоминаются «Пять вечеров» – в меру смешной и драматичный спектакль о людях и судьбах, как его играли в дуэте Сергей Гармаш и Елена Яковлева. 

К слову, в нынешнем спектакле крепкий комедийный дуэт составляют Марина Феоктистова в фарсовой роли буфетчицы Галины Календаревой, гоняющейся за женихами стервозной бабы, и Александр Хованский в фактурной роли директора Дома культуры им. Розы Люксембург, капризного и рафинированного Марка Анатольевича. 

Полина Пахомова, актриса из молодого поколения «Современника», играет Небылицу. Эта старозаветная литературная традиция говорящей фамилии в постановке воплощается практически в жанр жития. Играет как несгибаемую бунтарку по характеру и белую ворону по судьбе. Черная шапка тщательно скрывает волосы – всю женскую красоту, оттого на лице сильнее выделяются глаза, огромные и печальные. Лицо ее героини невозможно потерять среди остальных, оно отмечено печатью страдания. От недоношенного ребенка на фронте до «перерезанных кишок» в тылу (последняя ночь с вернувшимся, но уже изменившим и изменившимся возлюбленным заканчивается поножовщиной) – вот так пройдет ее линия жизни, новой, другой жизни, мечта о которой хранила ее под пулями. 

Полина Пахомова играет горько и мудро… Ожесточенно, но сдержанно – оттого ее танцы-монологи говорят красноречивее любых слов. Из оголодавшего бесполого бойца («война выпотрошила из вас женщину») без рода и племени, вороненка-подкидыша она перевоплощается в красавицу звезду, а затем вновь в бойца передовой, только уже рабочего «фронта». 

Образ птицы возникает не случайно. Главный мотив в танце Небылицы, через который она словно освобождается от нестерпимой душевной боли, похож на взмахи крыльев, она даже станет каркать – вскрикивать. В этой по-птичьему одинокой жизни ей никогда уже не обрести своего гнезда… 

Спектакль Марины Брусникиной – женский. Женская судьба и доля – та линия, которую исследует режиссер. Да и женские персонажи сыграны значительно сильнее мужских.

Когда героиню пырнет ножом любимый Матя (Илья Лыков), на заднем фоне вспорхнет стая черных птиц, а из-за кулис выйдет двойник – такая же хрупкая девушка в шинели, сядет на качели меж верстовых столбов и взмоет вверх – полетит. 

Небылица выживет (сердце покроется новой броней), но, кажется, лишь для того, чтобы найти свой «край земли». 

Небылица говорит ученицам: «Ради вас вся жизнь положена. Чтобы вы, смазливые, бегали за воздушными змеями, отращивали свои длинные челки, учились в музыкальной школе, гоняли на разноцветных велосипедах и мотоциклах без шлемов… Вообще – чтобы не брали в руки оружие». Этот монолог Полина Пахомова произносит честно и просто, вглядываясь в глаза зрителей в зале. Открытая публицистичность распарывает воздух нашего времени, снова сгущающегося сводками с разных фронтов, и срабатывает здесь правдивее всего. Падает завеса, отделяющая нас от тех дней. И зал словно ощущает вину: почему мы повторяем ошибки?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
575
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
721
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
608
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
493

Другие новости