0
3219
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2016 16:30:00

В Камерном музыкальном театре Покровского возродят забытую оперу Римского-Корсакова

Тэги: сервилия, опера, римскийкорсаков, камерный музыкальный театр


сервилия, опера, римский-корсаков, камерный музыкальный театр Фото пресс-службы театра

15, 16 и 17 апреля в Камерном музыкальном театре им. Покровского состоится премьера оперы Римского-Корсакова «Сервилия». Судьбу этого сочинения нельзя назвать удачной - после нескольких спектаклей в Мариинском театре опера сошла со сцены, та же участь постигла «Сервилию» и в Москве. Пережив почти столетнее забвение, в 1994-м она была поставлена в Самарском театре оперы и балета. И вот сейчас – еще одна попытка возрождения партитуры: постановка посвящена юбилею музыкального руководителя театра Геннадия Николаевича Рождественского. Накануне премьеры музыкальный критик Анастасия ПОПОВА поговорила с режиссером-постановщиком «Сервилии» Ольгой ИВАНОВОЙ.

Ольга, в наследии Римского-Корсакова 15 опер, большинство из них – хиты, «Сервилия» же - совершенно забыта. Почему театр взялся за ее постановку, кто явился инициатором?

– Идея поставить «Сервилию» принадлежала нашему музыкальному руководителю Геннадию Николаевичу Рождественскому. Сразу хочу сказать: это совершенно удивительный человек и я очень счастлива, что работаю с ним. Помимо того, что Геннадий Николаевич выдающийся дирижер, при выборе сочинений он всегда руководствуется просветительской миссией. Ему интересно открывать то, что неизвестно зрителю. А «Сервилия» совершенно неизвестна. Трудно сказать, в силу каких причин. Может быть, потому что в ней пять актов или потому, что в творчестве Римского-Корсакова есть более яркие оперные шедевры. В основе «Сервилии» лежит сюжет из римской истории, а мы знаем композитора, прежде всего, как летописца русской жизни, русской сказки. Геннадию Николаевичу все это было очень интересно.

Действие «Сервилии» происходит в Древнем Риме. Прежде чем приступить к постановке, вы изучили множество исторических материалов. Как вы сами воспринимаете эту эпоху и как источники помогли вам в работе?

– Изучение исторических событий того времени стало для меня необходимым подспорьем. Герои, которые выведены Римским-Корсаковым на сцену, существовали в реальной жизни. Нерон, Тразея, сенатор Соран – все эти имена нам сейчас мало знакомы. Действие оперы разворачивается в начале новой эры, основной темой «Сервилии» является упадок языческой веры и приход христианства, страшные гонения на христиан. Мы с художником дали волю фантазии и дополнили образы героев событиями из жизни других людей. В этом отношении особенно показательна фигура старика, который проповедует, призывая народ верить в Единого Бога. Мы нашли в его образе черты апостола Петра, и поэтому казнили его так же, как по истории казнили Петра – распяли на кресте.

Еще одна из главных тем оперы – любовный треугольник (Сервилия, народный трибун Валерий и вольноотпущенник сенатора Эгнатий – «НГ»). Здесь, как и в других своих операх, Римский-Корсаков проявляет огромную любовь к баритонам. Эгнатий – чудовищный злодей, он плетет интриги, становится источником несчастий Сорана и фактически приводит Сервилию к гибели. Но все это он делает ради любви, поэтому и образ его оказывается интересным и противоречивым, вызывает глубокую симпатию зрителя.

События, происходящие в опере, отсылают нас почти на 2 тысячи лет назад. Насколько сегодняшней публике может быть близок такой сюжет, видите ли вы в нем отголоски современности?

– Эта тема не может быть несовременна, ведь вопросы веры сейчас более чем актуальны, а гонения на христиан вновь стали настоящей угрозой для человечества. Но современную историю надо рассказывать иным языком. В наш театр приходят люди думающие, любящие музыку, и задача постановщика – не вульгаризировать действие. Самый примитивный путь – дать артистам автоматы в руки, одеть их в современные костюмы, и станет понятно, что речь идет о сегодняшнем дне. Но это не мой путь. Вопросы веры очень сложны, к ним должен быть тонкий подход: важно не оскорбить чувства людей разных конфессий. И я, как режиссер, при постановке всегда следую не литературному первоисточнику, не ремаркам композитора, а пытаюсь понять – что же автор зашифровал в своей музыке. В «Сервилии», поверьте мне, столько интересных вещей! Если прослушать ее внимательно, открываешь для себя невероятные бездны. Донести их до зрителя – гораздо дороже, чем заявить в лоб: смотрите, сегодня происходит то же самое. Зритель сам это поймет.

Сценическая судьба «Сервилии» достаточно печальна: в Мариинском театре опера выдержала всего семь премьерных представлений. По воспоминаниям современников, публика не услышала в ней характерных «корсаковских» интонаций. Действительно ли это так, и какое место, по вашему мнению, это произведение занимает в наследии композитора?

– В творчестве Римского-Корсакова «Сервилия» стоит особняком: она живет и протекает как бы в другом времени. В нашу эпоху часы неумолимо летят вперед, а здесь композитор заставляет время остановиться. К тому же, «Сервилия» опера поздняя, после нее были созданы только «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Золотой петушок». Я счастлива, что Геннадий Николаевич раскрыл перед нами целый пласт этой дивной музыки, с совершенной оркестровкой и удобными для голосов партиями. В музыкальной ткани оперы мы прекрасно слышим Римского-Корсакова, она вся наполнена настолько узнаваемыми мелодическими оборотами, что сразу догадываешься кто автор партитуры.

Римский-Корсаков всегда по-особенному относился в своих операх к женским персонажам: и Снегурочка, и Марфа из «Царской невесты», и многие другие его героини наделены такой музыкальной характеристикой, что мы с первой ноты понимаем: это неземные, сказочные женщины. И в «Сервилии» присутствует совершенно изумительный женский образ. Сервилия – реальный персонаж, но уже при первом своем появлении она парит в воздухе над всеми. Наличие столь яркого образа обязывало меня выстроить мизансцены так, что все внимание римлян было приковано к судьбе этой женщины.

В премьерном пресс-релизе говорится о невероятно богатом декорационном оформлении. Художник Виктор Герасименко, с которым вас связывают две совместные работы – «Лунный мир» Гайдна и «Stabat Mater» Перголези – славится своими экспериментами в области мультимедиа. Правда ли, что на время спектакля зал театра Покровского превратится в настоящий римский форум?

– В отношении художественного оформления была проделана колоссальная работа. Вы же знаете, что наш театр камерный, а «Сервилия» изначально создавалась для Императорских театров. Сценографу пришла идея воспроизвести антураж римского форума, и театр совершенно преобразился - мы получили ощущение, что все и правда происходит в Древнем Риме. Премьера приурочена к юбилею Геннадия Николаевича Рождественского, и, согласитесь, когда возникает такой повод, хочется не разыгрывать спектакль «на двух стульях», как сейчас часто делают, а создать соответствующую атмосферу.

Костюмы тоже будут приближены к историческим?

– Да, конечно.

Удивительно, что вплоть до сегодняшнего дня не существовало полной аудиозаписи оперы. Однако известно, что в 1949 году Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Онисима Брона записал 4 фрагмента из «Сервилии». Приходилось ли вам слышать это исполнение?

– Разумеется. К тому же, некоторое время назад у меня появилась оркестровая запись. Наша дирекция в лице Олега Станиславовича Михайлова оказала всей постановочной команде огромную любезность – в разгар репетиционной работы оркестр исполнил партитуру целиком, что позволило сделать рабочую запись всей оперы. Конечно, партитуру можно читать – я сама музыкант и она мне доступна – но когда слышишь звучание оркестра, фантазия работает совсем по-другому.

На днях под управлением маэстро Рождественского завершилась первая в истории студийная аудиозапись «Сервилии».

– Да, Геннадий Николаевич осуществил фондовую запись оперы с нашими солистами, хором и оркестром. Я считаю, что это большой человеческий подвиг: выпускать премьеру и одновременно делать запись – тяжелая работа и для него, как дирижера, и для артистов нашего театра. Но поверьте, труд себя оправдает! В «Сервилии» как искушенный музыковед, так и обычный зритель найдет для себя много таких страниц, которые до глубины души растрогают его и поразят.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1341
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2974
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1528
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
1071

Другие новости