0
6187
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2016 00:01:00

Николай Рощин не смог скрыться за масками

Тэги: александринский театр, гастроли, афиша, москва, ворон, николай рощин


александринский театр, гастроли, афиша, москва, ворон, николай рощин Сказку Гоцци режиссер трансформирует в хоррор. Фото с официального сайта театра

До субботы включительно в Москве сразу на двух площадках – в МХТ им. Чехова и в Центре им. Мейерхольда – проходят большие гастроли Александринского театра. В МХТ играют спектакли большой сцены, в ЦИМе представлена афиша Новой сцены Александринского театра. Среди других показали в Москве и недавнюю премьеру – спектакль Николая Рощина «Ворон» по сказке Карло Гоцци.

Говоря о «Вороне» в Александринском театре, вероятно, нужно начать с того, что венецианский сказочник Карло Гоцци – один из тех, кто, кажется, постоянно присутствует в размышлениях режиссера Николая Рощина о природе театра. Много лет назад в Российском академическом молодежном театре он ставил «Короля-оленя», но в том же духе, в этом же русле – в связи с итальянской комедией масок – можно говорить и о спектакле Рощина по «Мистерии-буфф» Маяковского и о каких-то других его более ранних или поздних работах. Можно также сказать, что интерес к Гоцци и к итальянской комедии масок для Рощина – часть его всегдашних театральных размышлений о форме и содержании, где маска – важнейший первоэлемент.

Два часа без антракта на почти погруженной во тьму сцене, лучи света выхватывают то одну, то другую деталь, почти не освещая всего пространства, погруженного в какую-то вселенскую непроглядную ночь, под  стать этой тьме и все происходящее, в какой-то момент достающее из памяти воспоминания о кровавой драме Джона Уэбстера про герцогиню Мальфийскую, где все начинается, как известно, еще туда-сюда, как любовная лирика, но чем дальше, тем страшнее – насилие множится, кровь, руки, ноги… кони, люди, стрелы… Постепенно превращаясь в сплошной хоррор. Нечто подобное происходит в спектакле Рощина, с той только разницей, что у него – почти с самого начала и почти до конца – хоррор да и только. В отдельных сценах кровь льется потоком, точно слезы в старой доброй сказке Театра Образцова про царевну Несмеяну.

И это все – по сказке, задуманной Гоцци, как он сам написал, чтоб доказать, «что глупый, неправдоподобный, ребяческий сюжет, разработанный с искусством, изяществом и должной обстановочностью, может захватить души зрителей, заставить их внимательно слушать и даже способен растрогать до слез… обыкновенная детская сказка…». Еще Гоцци в этом своем предисловии говорит, что не устранил обычных масок из этой сказки, но выпускает их с должной экономией. Для Рощина маски – такой же обычный материал, только его обычные маски – не те же, которые считал обыкновенными Гоцци, маски Рощина – мрачные, даже страшные, желто-серые, из папье-маше, больше напоминающие маски древнегреческой трагедии или что-то из фильмов ужасов – вроде той, которой пугают в «Крике». При этом все сказочные перипетии в спектакле погружены в атмосферу какого-то «неисправимого» маньеризма, избыточность режиссерской фантазии, кажется, не признает никаких границ. Его спектакль в какой-то момент напоминает игру в войнушку двух малышей-фантазеров, где на очередную выкидку неприятеля соперник мгновенно придумывает что-нибудь свое: а у меня – сто пятьдесят сиксилионов стозарядных пушек! а у меня – реактивный космический звездолет с оптическим прицелом и миллионом атомных боезарядов!

Такого количества подъемных механизмов, стреляющих и просто передвигающихся туда-сюда странноватых легкокрылых металлоконструкций в театре, кажется, никто еще не задействовал. А Рощину все это нужно, причем во что бы то ни стало все, не сразу, но в пределах этого сюжета без всего этого ему никак не обойтись. В программке, впрочем, все это скромно и просто названо сценографией, автор которой – тоже Рощин.

Все это имело бы, наверное, исключительно познавательный смысл – в том числе как информация о возможностях театральной машинерии Александринской сцены (а в Москве – МХТ), если бы Рощин не сплетал итальянскую старую сказку с нашей русской жизнью, делая это, почти без исключения, весьма деликатно и тонко. Как промельки, всполохи, в старинную речь (в переводе Михаила Лозинского) вдруг проникают какие-то странные вкрапления, что-то вдруг до боли похожее на цитаты из сегодняшних телерепортажей из Думы, с заседаний правительства, мелькнут и мгновенно погаснут, поскольку речь героев мгновенно возвращается в свое сказочное русло. Было – не было? Может, показалось? Эти детали украшают сложную вязь режиссерской игры «вокруг» или «вдоль» Гоцци. Лишь однажды это внедрение режет слух – когда за праздничным свадебным столом вдруг звучит монолог одной из масок – вдруг – про маму-алкоголика и отца-бузотера, непропорционально длинный, навязчиво демонстрирующий неслучайность этого «Ворона» здесь и сейчас. Как говорится, понимающему достаточно. Кто не понял – опять же, как говорится – «я не виноват».

Как почти всегда в таких случаях, спектакль сильно украшает участие в нем одного из мэтров и патриархов александринской труппы – народного артиста Виктора Смирнова, который играет здесь волшебника Норандо. Видно, кстати, особенно на аплодисментах, что и сам актер от спектакля получает немалое удовольствие. Зал взрывается овацией, впрочем, чуть раньше – когда, схватив в руки «роль» – свернутую вдвое пачку белых листочков, Норандо в сердцах восклицает, вроде бы и по тексту, но кажется, что уже от себя: «Мы разве ищем Правдоподобья? Или есть оно, /По-вашему, в таких произведеньях, /Где вы его хотели бы найти?» Нет, правдоподобья мы не искали. Не ждали. И очень хорошо, что Рощин его в театре не ищет… Как будто в буре есть покой.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
2735
Жилье в России дорожает, но с замедлением

Жилье в России дорожает, но с замедлением

Ольга Соловьева

Застройщики ждут восстановления спроса на новостройки не раньше 2026 года

0
1388
Россияне торопятся заработать на вкладах

Россияне торопятся заработать на вкладах

Анастасия Башкатова

Средневзвешенная ставка быстрых депозитов превышает 20% годовых

0
1717
Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

  

0
1163

Другие новости