0
3580
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2016 00:01:00

Смерть в Венеции

Тэги: театр, премьера, дмитрий крымов


театр, премьера, дмитрий крымов Мария Смольникова и Александр Филиппенко в Венеции Крымова и Боровского. Фото с официального сайта театра

Крымов из тех, кто названием своего спектакля любит запутать зрителя, увести в сторону от первоисточника. Вот и новый его спектакль называется «Последнее свидание в Венеции», а в основе его – роман Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев». 

Дмитрий Крымов любит устроить интеллигентную провокацию публике, вежливо подложить, так сказать, ей свинью. Сесть спокойно в театральное кресло   Крымову часто не удается.

С самого начала зрителю тоже предлагается сыграть свою роль в массовке. Билет вручается без места. Входишь в зал «Манеж», пол которого замусорен. Сидений нет. Дама (Ольга Надеждина) в атласном домашнем халате, в бигуди, с огуречной маской на лице распевается. Лениво передвигаясь по залу, предлагает счастливцам из публики с блюдечка оставшиеся кружочки огурца. Выходят официанты, которые пылесосами сдувают мусор. Ты стоишь и ждешь… Чего, собственно, ждешь? А ждешь ты места примерно так, когда заходишь в кафе слишком рано, когда остатки пиршества прошедшей ночи делают весьма непривлекательным любой ресторан.

Порядок наведен. Столики не расставляют, но на наших глазах устанавливают станки, на которые ставятся стулья. Заведение готово к обслуживанию: публика рассаживается, уподобленная посетителям кафе, наблюдающим за тем, что происходит в  заведении напротив.

За большим венецианским окном, которое упирается в пол, мы наблюдаем за отношениями американского полковника Ричарда Кантуэла, которому за 50, согласно роману, и 19-летней венецианки Ренаты. 

Ресторанный столик, по-кубистически накрененный, что, впрочем, не мешает устойчивости белых тарелок и кристально чистых бокалов,  стоящих на нем, в аккурат вписался в проем окна и залит светом. Через призму оконного стекла мы любуемся ясной простотой нехитрых предметов, как если бы остановились у витрины бутика. Появляется полковник, но это самое оконное стекло с хитростью, как в аттракционе кривых зеркал, то увеличивает лицо, фигуру человека, то возвращает ему естественные пропорции. Это отражение «фрагментирует» полковника: то искажается только лицо, то створки окна открываются, и мы видим человека вне деформации (художник Александр Боровский).

От Венеции тут разве что маска с клювом, в черном плаще изредка зловеще  появляется и незаметно исчезает. Ни тебе гондольеров, хотя об одном вспоминает Рената, ни голубей на площади перед  собором Сан-Марко, ни самого собора, хотя и об этом говорят сам полковник со своим шофером, ни знаменитых каналов. Есть лишь легкий намек на карнавал, который закончился. Праздник все-таки не всегда с тобой. И фигура маски скорее возвращается с карнавала, и клоунский нос, который в кафе надевает полковник (реквизит не к месту), словно завалялся в кармане его кителя.

Последнее свидание полковника – не печальная история любви, когда умудренный муж, воевавший и в Первую, и во Вторую мировую войну, с покалеченной в сражении рукой, с серьезными ранениями с грустью смотрит на цветущую молодость, усиливающую чувство собственного ухода. Нет тут и пушкинского смирения перед вечностью «Мне время тлеть – тебе цвести». Нет тут и переживания героя рассказа Томаса Манна «Смерть в Венеции», когда свою жизнь он приносит в жертву робкому чувству, созерцая красоту молодого итальянского юноши. 

Венеция в спектакле Дмитрия Крымова, где случается последнее свидание, не только и не столько место встречи с красавицей Ренатой, сколько точка возврата туда, где  начиналась военная жизнь полковника, в свою молодость, когда война стала его профессией. Он пересекает океан, чтобы сменить декорацию последних дней жизни, спровоцировать ленту памяти, попытаться понять, а был ли смысл в его выборе, ведь полковник воевал всю свою жизнь, а сейчас мир стремительно забывает войну. И то, что в его памяти сохранилось в предместьях Венеции как рвы и окопы, для большинства есть только дорога, по которой едут машины. И река, полная трупов солдат тогда, сейчас ничем не напоминает того ужаса, здесь плавают утки. И равнина, на которой было невозможно укрыться от стрельбы противника, прекрасный ландшафт, и только.

Полковника играет Александр Филиппенко. Можно было бы уцепиться и усилить  физику ветерана войны с искалеченной рукой, но актер избегает таких внешних эффектов. Он дает понять совсем чуть-чуть, что ему трудно обнять Ренату, рука не послушна, но полковник искусно прячет  свое увечье. Напротив, полковник бодр, весел, артистичен, хотя приговор медиков известен, жить из-за сердца осталось недолго.

Крымов сближает еще в большей мере, чем сам писатель, автобиографию романа «За рекой, в тени деревьев». Герой Хемингуэя умирает в машине по дороге на охоту. Полковник в спектакле Крымова повторяет судьбу самого Хемингуэя – заканчивает жизнь самоубийством. Кровь от выстрела брызнула на стекло венецианского окна, того самого, за которым совсем недавно ели огромного омара, где он сидел с молодой венецианкой, сказавшей ему: «Ты скоро умрешь». Полковник не захотел ждать. Он, человек войны, не обнаружил смысла в своей прошлой жизни, искать новый смысл в миру, когда осталось жить совсем недолго, уже поздно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1185
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
730
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1430
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1389

Другие новости