0
4923
Газета Культура Интернет-версия

01.02.2016 00:01:00

Коляда и его школа

Тэги: театр, николай коляда, екатеринбург, гастроли, москва


Сцена из спектакля «В этом городе жил и работал». 	Фото с официального сайта Центра им. Мейерхольда
Сцена из спектакля «В этом городе жил и работал». Фото с официального сайта Центра им. Мейерхольда

Уже много лет подряд в Москву приезжает Николай Коляда и его театр – традиционно после новогодних праздников в Театральном центре на Страстном бульваре «Коляда-театр» играет почти весь свой репертуар – свыше 20 названий. В нынешний год параллельно с гастрольной программой прошел мини-фестиваль «Уральская школа» – на другой площадке, в Центре имени Мейерхольда.

«Коляда-театр» – частный независимый проект российского драматурга. Авторский театр из далекого Екатеринбурга, известный сегодня не только русской, но и французской, польской и другим европейским столицам. В Екатеринбурге у Коляды две площадки: когда, наконец, городские власти после 10 лет мытарств коллектива (театр, начавшись в подвале музея, переехал в деревянную избушку ХIХ века, причем только благодаря забастовкам против бандитского выселения на улицу) отдали труппе бывший кинотеатр, в избушке заработал «Коляда-центр» – Центр современной драматургии. Появился он с миссией поддерживать новую драму – пьесы молодых, уральских и не только, драматургов здесь ставят дебютирующие режиссеры.

Судьба «Коляда-театра» – это судьба авторского театра в России. Театр живет без систематической поддержки, за исключением редких государственных грантов, исключительно на свои заработанные. Ежегодно Николай Коляда проводит на Урале международные драматургические театральные фестивали, на которые приезжают театры разных стран и регионов. А начинался «Коляда-театр» и вовсе с личных гонораров драматурга, чьи пьесы ставились и ставятся по всей России. Театр сам зарабатывает себе на московские гастроли, часто ценой нечеловеческих усилий и трудоспособности. День в «Коляда-театре» для актеров может строиться так: с утра детский спектакль, затем репетиция премьеры, затем вечерний спектакль, а ночью – репетиция в Центре современной драматургии. Где режиссеры-постановщики зачастую работают безвозмездно.

Вообще бешеная энергия творчества в оазисе Николая Коляды не оглядывается ни на какие преграды. Финансовый кризис поставил нынешние московские гастроли «Коляда-театра» почти на грань срыва, приезд театра – сродни подвигу. Вложившись в привоз спектаклей, в Москве худрук еле-еле собирал на суточные актерам – посредством продажи сувениров, в ассортимент которых входит – на минуточку – только что изданные, опять же на собственные средства автора, первые четыре тома (планируется 12) полного собрания сочинений драматурга. Именно за первый том, куда вошли не публиковавшиеся ранее рассказы 70–80 годов, Николай Владимирович на днях получил литературную премию имени Павла Бажова, записавшего когда-то уральские сказы.

Центр им. Вс. Мейерхольда, впервые 10 лет назад принявший театр Коляды (тогда привезли спектаклей пять), спустя десятилетие с размахом, на большой сцене, презентует постановки его учеников. Получив диплом актера, например, они шли к Коляде учиться писать пьесы или, наоборот, бросали драматургию и уходили в режиссуру. Повторяя путь мастера, который и пишет, и ставит, и играет (особо недоверчивых это заставляет чуть ли не с математической въедливостью искать грань между гениальностью и графоманией).

Открывал московский мини-фестиваль «Уральская школа» спектакль Светланы Баженовой о драме в семье социофоба под колоритным названием «Как Зоя гусей кормила». Спектакль «В этом городе жил и работал» Алексея Логачева, закрывший смотр, был поставлен в прошлом году по пьесе Константина Костенко «Техническая неисправность». Сюжет – о том, как с необъяснимой жестокостью жители города N растаптывают случайно попавшего к ним нетривиального человека из большого и априори прекрасного мира столицы. Жадно высосав из него душу и сломав физически. Финал, после двух часов сценического времени, «подорвал» даже самого скептического зрителя. «Пришельца» играет актер «Коляда-театра» Олег Ягодин, чье имя на афише вызывает ажиотаж у знающей публики. Теперь почитателей таланта прибыло из киносферы – только что актер номинировался за две работы (по сути, дебютные в артхаусном кино) – «Лучшая мужская роль второго плана» в фильмах «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Орлеан» Андрея Прошкина.

Спектакль «В этом городе жил и работал» не стал исключением. Как и в театре Коляды, Ягодин становится главным оппозиционером в системе персонажей и ядром действия, будь то лермонтовский Арбенин или шекспировский Гамлет. Его существование на сцене давно утвердилось стойким и бескомпромиссным сопротивлением обездушенному и потерявшему разум карнавалу – маскараду жизни. Его герой – успешный публицист с говорящей фамилией Блик – из яркого разноцветного блика на сером фоне жителей города N превращается в беспомощного инвалида. И это самые сильные моменты театрального переживания – когда он – скала – вдруг морщит лицо и начинает плакать, как ребенок, когда встает и в перевернутых бинтованных гипсовых валенках – вывороченными наизнанку ногами – шаркая, проходит свою последнюю в жизни дистанцию. И… падает замертво.

В подтексте – аллегория того, как Россия-матушка убивает своих детей, своих гениев. И все это, возможно, осталось бы литературой, эпитафией прошлому, но сегодняшняя жизнь твердит об обратном, к счастью, не в таких кровавых фактах, как минувший век.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
856
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1152
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
900
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
739

Другие новости