0
5242
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2016 00:01:00

Из честных людей – в честные носороги

Тэги: театральная премьра, мастерская, григорий козлов, александр кладько, петербург


театральная премьра, мастерская, григорий козлов, александр кладько, петербург Чаплинская тема наметилась в режиссерском решении пьесы Ионеско. Фото с официального сайта театра

Санкт-петербургский театр «Мастерская» под руководством Григория Козлова посягнул на антипьесу Эжена Ионеско «Носороги», на постановку которой решился Александр Кладько, выпускник мастерской Козлова. Режиссер соединил эстетику театра абсурда с эстетикой Брехта. Спектакль насыщен остроумными зонгами Бориса Бирмана в сопровождении женского оркестра Вероники Берашевич, к которому время от времени присоединяются владеющие инструментами актеры театра, внося в спектакль стихию студийности.

Спектакль полемичен по отношению к Ионеско, для которого Брехт был постоянным жупелом, «бульварным писателем-конформистом», и которого под именем Брехтолла он вывел в самом жалком виде в пьесе «Жажда и голод». Прошло чуть более полувека, и оказалось, что соседство столь, казалось бы, непримиримых эстетик не только возможно, но и художественно оправданно. 

Молодые актеры органично существуют на стыке двух разных театральных эстетик. Герой пьесы и спектакля Беранже в исполнении Арсения Семенова душевно тонок, интеллигентен, неприкаян, безволен и мягкотел. С самого начала актер намечает душевную драму Беранже, вызванную бессмысленным существованием в сонном провинциальном городке. Вторжение носорогов и постепенное превращение сослуживцев и друзей Беранже в парнокопытных заставляет его пробудиться от сна, в котором он пребывал не без влияния алкоголя. Не нарушая психологической линии характера, актер органично переходит к зонгам, комментируя складывающиеся чуждые его герою ситуации, как положено в театре Брехта.

Трудность интерпретации двойственной позиции Беранже – в финале: с одной стороны, его тонкая артистическая натура протестует против превращения человека в носорога, с другой – у него возникает комплекс неполноценности. Он не такой, как все. И, как полагает отец термина «театр абсурда» и автор исследования о нем Мартин Эсслин, ответ может дать только спектакль. Спектакль «Мастерской» дает ответ, но пока недостаточно отчетливый для зрителя. Я говорю «пока», потому что смотрела второй спектакль, который, как правило, не бывает удачным. Сделав такую скидку, тем не менее не могу не отметить, что временами тонкие умные художественные находки режиссера и актеров затмевает слишком громкая, особенно в финале, музыка и топот, знаменующий полную победу носорогов над всем и вся. Музыкальное и пластически-ритмическое  решение финала настраивает зрителей на аплодисменты. А между тем Беранже-Семенов продолжает отстаивать свою личность, и моральная победа за индивидуумом, за отдельно взятым маленьким человеком-стоиком, родоначальником которого является Чаплин. Чаплинская тема не только прочитывается в решении протагониста, но и поддерживается какое-то время другими персонажами, у которых все же не хватит сил противостоять массовой истерии. Это друг Беранже Жан (Сергей Агафонов). Актер нашел точные краски для создания эксцентричного характера невротика. Это Дюдар (Алексей Ведерников), неглубокий человек с университетским образованием, примкнувший к большинству. Это очаровательная Дэзи (Арина Лыкова), которая предпочла несуразного Беранже положительному Дюдару. Но ее женская суть не выдержала испытания, и ее также постигло коллективное ослепление, стремление быть как все.

Ионеско в этой пьесе отдал предпочтение дуэтным сценам, в которых сквозь эксцентрику и абсурд прочерчивается яростный протест против единообразия, как бы оно ни проявлялось – в одуряющем ритме жизни, в бессмысленной работе или же в превращении в диких носорогов. Поэтика абсурда воспринята всеми актерами, включая исполнителей эпизодических ролей. Отлично построен дуэт Логика (Максим Студеновский) и Старого господина (Владимир Кочуров). Их клоунада соответствует жанру. Они перекидываются репликами, как мячами в игре в пинг-понг, подчеркивая вербальную бессмыслицу, изрекаемую невеждами, стремящимися показать свою значимость.

В духе клоунады решена первая сцена, пародирующая «новации» наших модных режиссеров-авангардистов, по неизвестным соображениям меняющих пол персонажей на противоположный. Это отличная театральная шутка, и Владимир Карпов (Официантка) и Ксения Морозова (Хозяин кафе) великолепно разыгрывают этот кунштюк, в который органично вписывается Софья Карабулина (Домашняя хозяйка). Она же очень точно исполняет ряд зонгов, четко проводя заложенные в них идеи. Это настоящий театр Брехта.

А вот озвучивание персонажами ремарок излишне. Прием этот далеко не нов, иногда он работает, но в этом спектакле он замедляет действие, тем более что сценография Бориса Шлямина подробно следует ремаркам Ионеско. Провинциальный городок, лавка и кафе на площади мы видим воочию. Так же, как и костюмы, отвечающие пожеланиям Ионеско. Режиссура Александра Кладько четко простроила все коллизии пьесы в соответствии с эстетическими принципами театра абсурда. Излишества ни к чему, а вот идея пьесы должна быть сквозной. Пьеса, написанная в конце 50-х годов, отразила мысли Ионеско, вызванные фашизацией Румынии, которую он покинул в 1938 году. И вернулся к этой проблеме через 20 лет, после окончания Второй мировой войны, что симптоматично.

Поднятая тема – наисовременнейшая: как из честных людей выходят честные носороги. При всех неоспоримых достоинствах спектакля она должна звучать более внятно.

Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1250
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
785
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1510
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1455

Другие новости