0
3319
Газета Культура Интернет-версия

24.12.2015 00:01:00

Ван Клиберн XXI века

Тэги: люка дебарг, пианисты, концерт, диплом


Диплом Ассоциации музыкальных критиков еще в руках у Дениса Мацуева. На церемонии награждения лауреатов Конкурса им. Чайковского.  	Фото с официального сайта конкурса
Диплом Ассоциации музыкальных критиков еще в руках у Дениса Мацуева. На церемонии награждения лауреатов Конкурса им. Чайковского.   Фото с официального сайта конкурса

Пианист Люка Дебарг выступил с двумя сольными концертами в Доме музыки. Один из них (22 декабря в Камерном зале) был объявлен сразу же после окончания Конкурса им. Чайковского и стал подарком к специальному призу Ассоциации музыкальных критиков Москвы. 

Критики отдали свой приз музыканту «уникального дарования», «творческой свободы», они назвали выступления Дебарга «заметным художественным явлением». Это очень большой и заслуженный комплимент. Редкий случай, когда в оценке музыканта сошлись и профессионалы, и публика. Сегодня Дебарга впору назвать «Ваном Клиберном XXI века», он стал новым музыкальным героем в России. Публика слушает его, затаив дыхание (тот редкий случай, когда не пищат мобильники и нет аплодисментов между частями), вместе с цветами несут ему открыточки и пакетики, скупают билеты в течение нескольких часов, ждут у артистической и прочее. Количество его ангажементов наверняка еще не снилось Дебаргу в самом счастливом сне: не считая поездок с Валерием Гергиевым на заграничные фестивали, за последние четыре месяца он уже несколько раз играл в крупных российских городах, включая сольные концерты в Большом зале консерватории и Мариинском театре. Рождественские праздники он проводит в Москве – четыре концерта за 10 дней. Светлановский и Камерный залы Дома музыки, концерт с Госоркестром, где Дебарг исполнит Четвертый концерт Рахманинова (28 декабря) и – внимание! – честь, которой удостаиваются лишь избранные: концерт закрытие Декабрьских вечеров в Пушкинском музее (30 декабря). 

В первом концерте (пришлось поставить стулья на сцену Светлановского зала, чтобы вместить всех жаждущих) Дебарг по просьбе Владимира Спивакова повторил Сонату Метнера и «Ночного Гаспара» Равеля – сочинения, которые в его исполнении потрясли слушателей на втором туре конкурса, буквально сделали Дебарга знаменитым. Программу второго – вопреки тому, что было заявлено ранее, выстраивает особенным образом: в первом отделении – Соната ля-минор Моцарта, Четвертая баллада Шопена, «Мефисто-вальс» Листа и пьеса Грига. Второе же посвящает собственной Сонате для виолончели и фортепиано – в ходе сочинения которой, если вспомнить интервью, он заинтересовался и полюбил музыку Метнера. 

Как всегда у Дебарга – за что и обласкан, – он вовлекает слушателя в процесс музицирования, парадоксальным образом заражая своим диалогом с композитором весь зал. Он творит здесь и сейчас, так что даже «заслушанные» сочинения вроде той же сонаты Метнера, или Седьмой Бетховена, или сонат Скарлатти могут в следующем концерте прозвучать совсем иначе. Процесс творческого поиска для Дебарга не заканчивается репетиционным классом, кажется, и перед выходом на сцену пианист может «нащупать», услышать что-то новое – в зависимости от настроения исполнителя, погоды за окном или от самой программы концерта. Перед Бетховеном Скарлатти звучит как его предтеча, перед романтиками – иначе. Или – не звучит совсем, и пианист меняет его на Грига. Моцарта Дебарг играет, пытаясь соединить клавесинные приемы, когда сложно добиться идеальной ровности, с романтической певучестью, в Шопене идеально выстраивает движение к кульминации, так что знаменитая пауза перед кодой оглушает, Мефисто-вальс напрочь лишает всякой инфернальности и дьявольщины, скорее превращая привычный образ в черта из табакерки. 

Виолончельная соната – в ней солировал француз Себастьен Юрто – как многие ранние произведения, опус довольно пестрый, куда композитор вложил все свои мысли, навыки и чувства. Четырехчастный цикл начинается продолжительной частью со сложной фактурой, в образах и приемах здесь угадываются и Рахманинов, и Метнер, и импрессионисты. В стремительном скерцо (эффектное пиццикато виолончели) скорее отсылает к Шостаковичу, философская третья часть – к Прокофьеву, с характерной темой а-ля русс. Венчает эту конструкцию финал-просветление, с трогательной и нежной темой, которая может вызвать даже ассоциации с песней советских композиторов (в лучших образцах). На бис – две части из сонаты и «Лебедь» Сен-Санса, по слуху: метод Дебарга в действии.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
617
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1035
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
753
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
400

Другие новости