Сегодня директор Пушкинского музея Марина Лошак на встрече с журналистами говорила о ближайших планах музея. Преимущественно о выставках 2016 года, но не только. Уже с завтрашнего дня ГМИИ им. А.С. Пушкина наконец-то открывает продажу билетов через сайт - правда, сейчас речь идет только о полных билетах (электронные льготные билеты - тоже в планах). Однако пока из-за требований Министерства культуры электронные билетные бланки придется обменивать на билеты в музейной кассе (но очередь и касса в главном здании для купивших билет через сайт будет отдельная). Зато они будут действительны в течение 5 дней, т.е. время визита можно варьировать. В будущем, надеется музей, процедуру обмена можно будет отменить.
На что посмотреть
Среди крупнейших выставок, задуманных Пушкинским на 2016-й, - во-первых, стартующий в главном здании в марте показ «Семья Кранахов. Между Ренессансом и маньеризмом» (полсотни картин плюс графика из российских и европейских музеев). После Москвы выставка переместится в Эрмитаж, с которым ее и готовят. В мае в Галерее искусства стан Европы и Америки XIX-XX веков откроется экспозиция «Река Конго. Произведения искусства Центральной Африки из собрания Музея Бранли, Париж»: маски, скульптура, предметы культа окажутся по соседству с работами модернистов из собрания ГМИИ - например, рядом с Пикассо, который в свое время вдохновлялся подобными вещами. Летом в главном музейном здании отметят 150-летие Льва Бакста, на самой ретроспективе покажут лучшие вещи (включая созданные по его эскизам костюмы), а еще будет издан каталог-резоне художника. Осенью Бакста на этом месте сменит экспозиция, посвященная Пиранези, его предшественникам и последователям. А в Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков из Музея современного искусства Парижа привезут выставку Альбера Марке. Кстати, с французской столицей Лошак будет развивать отношения и путем учреждения в следующем году Клуба друзей ГМИИ в Париже - в частности, как она говорит, для того, чтобы приобретать работы современных французских художников в коллекцию Пушкинского музея.
Директор ГМИИ назвала и несколько выставочных проектов, которые еще не подтверждены, но сейчас музей работает над ними. Есть надежда, что в 2016-м здесь удастся показать художника Раннего Возрождения Карло Кривелли, сделать выставку рисунков Микеланджело, а из XX века - выставку Александра Тышлера и живопись на стекле и акварели, созданные в 1916-1918 годах Кандинским. Кроме того, если все сложится удачно, апреле на Волхонку из Орсэ может приехать «Олимпия» Эдуарда Мане, которая практически не покидает парижский музей. А к фестивалю «Декабрьские вечера» президент Пушкинского музея Ирина Антонова планирует выставку об Андре Мальро (Марина Лошак рассказала, что в музее еще хотят устроить круглый стол с участием бывших министров культуры, модерировать который будет Михаил Швыдкой).
Что касается современного искусства, в феврале здесь примут Эрвина Олафа с фотографическим «Оммажем Луи Галле» (а именно - картине Галле 1851 года «Последние почести останкам графа Эгмонта и Горна», один из вариантов которой хранится как раз в музее на Волхонке). Следом - представят новую серию Виктора Пивоварова «Потерянные ключи», этот показ можно назвать своеобразным вступлением к большой ретроспективе концептуалиста - она откроется в мае в «Гараже».
Современное искусство и новые площадки
Присутствие современного искусства в ГМИИ расширяется. Например, Пушкинский, по словам директора, намерен продюсировать проекты современных художников, работающих с видео-артом или с фотографией, которые хотят сделать что-то именно для музея. Сегодня она сообщила о переговорах с Виктором Алимпиевым, группой «Провмыза» и Гари Хиллом. И о своей надежде на то, что Ольга Шишко и команда основанного ею центра «МедиаАртЛаб»смогут стать отделом Пушкинского музея.
Впрочем, речь идет не только о современном искусстве, но и о новых площадках. Получив в ведение мастерскую Эдуарда Штейнберга в Тарусе, Пушкинский музей хочет отдать это пространство под арт-резиденцию (ее концепция будет готова в марте). А еще Марина Лошак мечтает получить для ГМИИ здание ГЭС-1 на Раушской набережной. Во второй половине 2017-го электростанция будет выведена из эксплуатации, и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, поддерживающий планы директора Пушкинского музея, по словам Лошак, уже говорил с потенциальным инвестором. Понятно, что помимо музея найдется много охотников занять эти площади, но в ГМИИ надеются на успех и готовят презентацию для мэра Сергея Собянина.