0
2774
Газета Культура Интернет-версия

30.11.2015 00:01:00

Постгуманизм на конском волоске

Тэги: современное искусство, гцси, выставка, постгуманизм


Листья лилии – как снимки из космоса. 	Фото со страницы ГЦСИ в социальной сети Facebook
Листья лилии – как снимки из космоса. Фото со страницы ГЦСИ в социальной сети Facebook

Интернациональный междисциплинарный проект с таким названием включает выставки и симпозиумы, организован он Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Московским музеем современного искусства и Еврейским музеем и центром толерантности, а его худрук – Виктор Мизиано, авторитетный куратор, один из устроителей биеннале Manifesta 1, теоретик современного искусства и основатель «Художественного журнала». Он же выступил куратором выставки «Избирательное сродство», открывшейся в ГЦСИ и давшей старт первой сессии «Удела человеческого». Название всего проекта отсылает к книге Ханны Арендт, заглавие теперешней экспозиции – к роману Гете, и рассуждают на ней о границах человеческого. Человек, впрочем, не появляется ни в одной из работ, но выставка все равно в итоге получилась скорее о нем.

Зал ГЦСИ выглядит минималистично и изящно. Планы городов, вырезанные итальянкой Элизабеттой Ди Маджио на бумажных «простынях», парят тут гигантскими кружевами. Одновременно и планом утопического идеального города, и структурой какой-то природной формы тянется «Бесконечный конус из волос / гексагон, пентаэдр» немецкой художницы Кристианы Лёр. То застывают, то чуть колышутся подвешенные к потолку чудные деревяшки с железными псевдоантеннами, участники «Большой церемонии» швейцарца Александра Жоли. Пожалуй, самая здесь привычная, а главное, не лишенная чувства юмора вещь – «Мисс Рождество» российско-словенского художника Вадима Фишкина. На голом полу возле голой стены стоит банка с краской, отбрасывая тень в виде пальмы. «Райское наслаждение», – резюмировала в свое время достоинства батончика Bounty реклама, сопровождая все это видом пляжа с непременной пальмой. Впрочем, в «Избирательном сродстве» разговор совсем не о том – тут, во многом с помощью обстоятельных экспликаций, пытаются, кажется, зафиксировать мысль, так сказать, в процессе.

«Вот, например, «Miss Christmas» Фишкина, – пишет в пояснении Мизиано, – означает не только «Мисс Рождество», но еще и, следуя игре слов, «лишиться Рождества». Дальше – больше. Банка отбрасывает тень живой пальмы, пальма заменяет собой привычную ель, но вдруг ход мысли описывает лихой крюк, сообщая, что во время праздничных чудес вместо елки возможна и пальма… Такая не без громоздкости выстраивается ассоциативная цепочка от инсталляции с иллюзионистическим трюком. Большое художники насыщают рифмами с малым, органическое с неорганическим и т.д. Кристиана Лёр создает из всяких уже отживших свое в природе пушинок и колючек купола и чаши, вешает их в прозрачную сетку в виде капли. Со времен гербариев, со времен коллажей, со времен реди-мейдов Дюшана список предметов, которые могут стать произведением искусства, существенно пополнился. Красота – глаз отдыхает, пока мысль ищет, за что зацепиться. Сопроводительный текст тотчас же обстоятельно уведомляет, что все это Лёр собирает около дома и что раз ее работы связаны с природой, а «мышление укоренено в опыте жизни, а жизнь есть путь, то творчество – суть стихийное обживание пространства»… Тексты то и дело кажутся сложнее самих работ, но рассуждение – тоже удел человеческий. Элизабетта Ди Маджио крепит к стенке то гигантские сухие листья амазонской водяной лилии «Виктория», то листья плюща, в чьих прожилках – свои орнаменты. Которые, в свою очередь, могут напомнить снимки городов, сделанные НАСА, – с ними работает художница из Ирландии Кэти Хольтен. Космическое с бытовым сопрягает казахская художница Алмагуль Менлибаева: «Лунный завтрак» оседает в темном пространстве отдельной комнаты войлочными (тут еще и традиционный для Центральной Азии материал) сферами, скрученными в стиральной машине. Шары то лежат на тарелках, то тарелки оказываются вдребезги разбитыми, словом, новый миф о рождении мира иронично заземляется тем, что все это связано с домашним хозяйством.

Симпозиум первой сессии «Удела человеческого» посвящен «Границам человеческого. Человеческому, нечеловеческому, надчеловеческому, иночеловеческому». И постгуманизму как преодолению антропоцентризма. Что до выставки, ни разу не изображенный на работах человек тут все равно незримо присутствует, будучи частью зарифмованных макро- и микрокосмоса. И, будучи одновременно творцом и созерцателем всего этого, современное искусство тут – способ рефлексии о мире. Правда, простое и поэтичное разрастается до сложных объяснений. Но если, выуживая из процессов и предметов метафоры, на словах и происходит усложнение, суть от этого не меняется. В конце концов роза по-прежнему пахнет розой, как ее ни назови. К тому же «Удел человеческий» – проект из семи сессий, распланированный для трех площадок-организаторов вплоть до 2018 года. Так что если с первого раза что-то осталось неясным, еще есть шансы разобраться.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
756
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
937
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
858
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
854

Другие новости