|
Ранним утром 8 ноября оборвалась жизнь Андрея Яковлевича Эшпая – выдающегося советского, российского композитора, пианиста, педагога. Автора не только академической музыки, но и шлягеров «А снег идет, а снег идет…», «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой…», «Почему, отчего, и не знаю сам…», «Два берега»... То есть почти всякий с лету напоет его мелодии – он был выдающимся мелодистом (в отличие от многих современных композиторов).
Он прожил долгую жизнь – 90 лет. В этом году, когда отмечали его юбилей, прошла целая серия концертов, композитора успели поприветствовать и поздравить, вообще ему грех было жаловаться на непризнание.
Он был жизнелюбивым человеком, чему причиной наверняка война, которая перерезала его жизнь, он успел повоевать, был фронтовым разведчиком. И бесстрашие всю жизнь потом отличало его поступки и слова.
Девять симфоний, два концерта для фортепиано с оркестром, четыре концерта для скрипки и множество других симфонических сочинений в сложных жанрах не помешали ему полюбить и «простой» жанр популярной песни. При этом и в академической музыке, и в легкой музыке он оставался самим собой.
Его стиль был узнаваем всегда – и в песне «А снег идет» на стихи Евтушенко, и в музыке к фильму «Адъютант его превосходительства», и в Концерте для кларнета и струнного оркестра с арфой и литаврами.
Профессиональная честность была свойственна Андрею Яковлевичу во всем: и когда он был председателем жюри Конкурса Чайковского и выступил с резкой критикой ангажированности некоторых членов жюри, и когда он высказывал свое мнение по поводу системы преподавания в музыкальных вузах.
Еще Эшпай стал основоположником династии. Его сын – кинорежиссер, невестка – актриса Евгения Симонова, внучка – Мария Эшпай, талантливая пианистка.
Впрочем, это – династия в обе стороны, поскольку отец Андрея Яковлевича был композитором, а мать – учителем русского языка и литературы.
А еще ему повезло с учителями – по классу фортепьяно он учился у Софроницкого, композиции его учил Мясковский, а аспирантуру он окончил у Арама Хачатуряна. Конечно, его кантату «Ленин с нами» сегодня не услышишь в концертном зале, а зря – с музыкальной точки зрения это сочинение 1968 года на стихи Маяковского интересно и сегодня.
«НГ»