0
2691
Газета Культура Интернет-версия

22.10.2015 00:01:00

В поисках утерянного рая

Тэги: челябинск, театр, премьера, опера, фауст


челябинск, театр, премьера, опера, фауст Качаться в таких лодочках весело, но одновременно они – символ смятения. Фото предоставлено пресс-службой Челябинского театра оперы и балета

Хотя Василева ставила спектакли уже и на столичных сценах, и не раз – ее спектакли идут в «Новой опере», в Камерном музыкальном театре им. Бориса Покровского, «Фауст» – ее первая масштабная работа на большой сцене, с серьезным и сложным оперным материалом. В этой работе ее поддержал главный дирижер театра Евгений Волынский и художник Кирилл Пискунов. 

Этот спектакль – об одиночестве. На развороте буклета – макет декораций: помещение в перспективе на манер средневековой архитектуры, со стен, вытянув длинные шеи, «глядят» животные, сверху, на портале, примостились еще четверо существ и словно наблюдают за историей. Это – рудименты времени, то же – и кафельная плитка на стенах, все это было когда-то, до катастрофы. Первая сцена открывает нам мир после техногенной катастрофы: горстка людей в скафандрах обходит полуразрушенные здания в поисках живого. И – не находит. Это – для выживших, обреченных на существование в поисках точки опоры для существования, – страшнее атомного взрыва. В безумии одиночества эти люди (или это конкретный человек Фауст) готов продать душу дьяволу, лишь бы забыться в фантастическом сне, который милее реальности. 

Есть еще один элемент декорации, который очень хорошо передает состояние Фауста: качели-лодочки на фоне синего вечернего неба (Припять?). Щемящая тоска по утраченному раю. Увы, Фауст его теряет дважды. Его «добрый» друг, который внезапно обнаруживается в комнате, внешне – милый достопочтенный бюргер, главная забота которого, кажется, – вкусно покушать и хорошо развлечься. Фауст размыкает контакты электрического кабеля, символически размыкая реальность, и его приключения начинаются. К чему они привели – всем хорошо известно, в итоге ему ничего не остается, как «законтачить», сцепить провода реальности: поддавшись слабостям молодости, он забыл об опыте старости: не разглядел своего спасения в Маргарите. 

Еще одна тема высказывания постановщиков – пацифистская. Антивоенный призыв читается в знаменитых куплетах Мефистофеля, где условно тот металл, за который гибнут люди (от которого), – оружие. На празднике по случаю отправления мужчин на войну вдруг возникает жуткая картина этой самой войны, усиленная тем, что изображается не ратное поле боя – а расправа над мирным населением, женщинами, чьи мужья воюют. В третьем действии, когда торжественно встречают героев, вдовы вывозят на праздник гробы, в Вальпургиевой ночи из этих гробов встают покойники. 

Балет в этой постановке было решено сохранить (хореограф-постановщик Юрий Смекалов): инфернальный бал у Мефистофеля, где закусывают разлагающимся мясом трупов, а выпивают не иначе как кровь, конечно, балансирует на грани комедии (пляшут трупы!). Но в какой-то момент макабрический страх все же захватывает: вот в пляс пошла Марлен Дитрих, а вот трясущийся инвалид сползает с каталки и наряжается Мэрилин Монро…

За этой темой, очевидно, упрек человечеству в том, что любая катастрофа – лишь следствие порокам, не высший дьявольский умысел. Человек способен предать, во имя власти развязать войну, во имя наживы довести мир до катастрофы. И – остаться ни с чем, обреченным доживать свои жалкие дни. 

История Маргариты – тоже в каком-то смысле про одиночество. Славная веселая девушка становится жертвой игры Мефистофеля и недальновидности намерений Фауста. Режиссер показывает, что толкнуло ее на безумие и безумное преступление. Покинутая возлюбленным, проклятая братом, она, машинально качая ребенка, в прострации отступает – в никуда, в бездну, в то время как все ее друзья склонились над умирающим Валентином. В финале художник выстраивает для Маргариты высокую и узкую клетку с лестницей внутри – лестницей, уходящей в небо. Но у нее нет сил даже подняться «в небо» (символически было бы красиво) – нет, она, не прекращая молитвы, скатывается по ступеням и умирает.

Труппа театра справляется практически своими силами, приглашенные артисты задействованы эпизодически. Оркестру под управлением главного дирижера театра Евгения Волынского удается передать и отчаяние старого Фауста (Николай Глазков), и трепет влюбленной Маргариты (Екатерина Бычкова), затаенную злость Мефистофеля (Николай Лоскуткин из Новосибирска), жажду жизни молодого Фауста (Михаил Меньшиков), развеселую пирушку горожан – и стройный хор ангелов, возвещающий о прощении Маргариты.

Челябинск–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
818
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1094
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
867
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
709

Другие новости