0
4338
Газета Культура Интернет-версия

13.10.2015 00:01:00

Чехова сыграли молча

Тэги: театральный фестиваль, новосибирский театр, красный факел, тимофей кулябин, тангейзер, антон чехов


театральный фестиваль, новосибирский театр, красный факел, тимофей кулябин, тангейзер, антон чехов Спектакль Тимофея Кулябина – «диалог глухих». Фото с сайта www.red-torch.ru

В драматическом театре Тимофей Кулябин продолжает эксперименты с классикой. После Шиллера (спектакль «Kill» по «Коварству и любви» был показан в Москве в рамках «Золотой маски-2015») – Чехов. Постановку «Трех сестер» новосибирского театра «Красный факел» показали на фестивале «TERRITORIЯ».

Режиссер письменно, через стильный буклет, где представлены комментарии создателей, готовит зрителя к просмотру несколькими фразами предыстории: первична была идея – лишить актера главного инструмента – голоса, а из зрительского восприятия исключить звучащее слово. Потом уже пришел на ум текст – «Три сестры».

Как остроумно заметил кто-то из зрителей, было бы интересней, если бы режиссер «потребовал» от публики знание хрестоматийного текста наизусть. Но нет – к напряженному зрительскому вниманию за мимикой и действием актеров добавляется задача (облегчающая ли, усложняющая ли?) сверять жесты и бегущие титры реплик.

Та лобовая метафора «диалога глухих», которую режиссер не хочет провоцировать (о чем тоже предупреждает), но, конечно, провоцирует в сознании зрителя своим методом интерпретации, оказывается попросту ненужной. Неслышащие люди, которых играют актеры, говорят жестами, строго обратившись к лицу собеседника, и фраз, брошенных на воздух, здесь действительно нет.

Отсутствие звучащего слова уступает место «посторонним» звукам, которые складываются в партитуру одушевленного пространства – семейного, домашнего, закрытого общества, где живут, разговаривают и реагируют по-особенному. Шарканье тапочек служанки Анфисы (Елена Дриневская), которая, к слову, в спектакле Кулябина молодая и юродивая, скрежет смычка, доносящийся из комнаты несостоявшегося профессора Андрея Прозорова (Илья Музыко) – старшего брата сестер…

Художник Олег Головко создает на сцене бытовой мир, сглаженный от резких обозначений эпох – напольные часы в гостиной кажутся деталью начала века, Тузенбах (Антон Войналович) и Соленый (Константин Телегин) приходят в шинелях чеховских времен, но рядом же – яркий электрический свет современных гаджетов, вместо свечей и керосинки – фонарики айфона. Знаменитое «Трам-там-там» – объяснение в любви Маши (Дарья Емельянова) и Вершинина (Павел Поляков) – появляется в титрах с пометкой (sms), вызывая в зале довольный смех.

Обстановка дома – словно запыленная прошедшим столетием, выцветшая – пепельный оттенок интерьера комнат дает цветовую приглушенность так же, как текст в спектакле «звучит» приглушенно – лишь в голове актеров и зрителей.

Пьеса Чехова эпохи театрального натурализма в режиссуре Кулябина обретает новый уровень подлинности. Человек XXI века смотрит на перипетии четырех актов, представляя их в онлайн-режиме. Режиссер оставляет реализм и убирает театральность – смену мизансцен, героев, декораций. На сцене, которая охватывает весь дом Прозоровых (план дома выдается зрителям на руки), находятся все вошедшие в него герои, они сосуществуют единовременно, разделенные лишь невидимыми (здесь все-таки никуда не деться от законов театра) стенами комнат. Этот формат буквально реалити-шоу, в котором вынуждены пребывать актеры под пристальным вниманием зрителя, открывается срезом жизни, а не игрой в нее, отчего понятнее и ближе становятся поступки персонажей.

Актеры по-настоящему едят, ложатся спать, раздеваются до исподнего… «На сцене люди обедают,  пьют чай,  а в это время рушатся их судьбы...» – как писал Чехов.

Режиссер исчерпывающе прописывает психологическую и повседневную жизнь чеховских героев. Чтобы связать мизансцены, данные у Чехова сменяющимися, появляются новые сцены – связки, бытовые пантомимы, проживаемые актерами в тот момент, когда «главное» действие происходит в соседней комнате. Зритель же ощущает себя соглядатаем чужой жизни, отделенный от нее будто несуществующим стеклом.

Европейский тренд онлайн-жизни героев на театральной сцене, максимально приближающей происходящее к достоверной реальности, имеет кинематографические корни. На самом деле Тимофей Кулябин апробирует в спектакле уже отработанный эффект режиссуры англичанки Кэти Митчелл. Уникальность сценического представления – в том самом «здесь и сейчас».

Парадоксальным образом получается, что несколько грубоватое и «одноцветное» режиссерское решение обезмолвить героев перестает действовать на зрителя, когда тот поддается правилам игры и оправляется от первичного шока. Прием остается лишь основой режиссуры (к концу – уже монотонного) действия, а не идеи – видно, как отталкиваясь от непривычной задачи самоограничения, актеры преодолевают себя. Здесь проявляются чудеса самоконтроля и сосредоточенности – они «не слышат» громкие звуки, смех, плач партнеров – все те раздражители, на которые автоматически реагируют обычные люди. 

Четыре акта – четыре с лишним часа с тремя антрактами строго по ремаркам Антона Павловича – «конец такого-то действия» – ощущаешь ту самую накапливающуюся скуку, о которой вновь и вновь, на разные лады, говорят чеховские герои. «Скучно жить на этом свете, господа!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
958
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
947
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
909
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
854

Другие новости