0
9051
Газета Культура Интернет-версия

30.09.2015 00:01:00

Пушкинский музей хочет заманить публику обнаженными и брендом Парижской школы

Тэги: музей, выставка, гмии, парижская школа, фужита, паскин, ню


музей, выставка, гмии, парижская школа, фужита, паскин, ню В музее таких скучающих обнаженных Фужиты – целая стена. Фото автора

Открывшаяся в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков выставка «Шальные годы» Монпарнаса. Живопись и графика Жюля Паскина и Леонара Фужиты из музейных и частных собраний Франции, Швейцарии, Бельгии и России», как говорят в ГМИИ, продолжает знакомство с Парижской школой. Посвященный ей проект проходил на Волхонке в 2011-м, и некоторые показанные сейчас работы Паскина и Фужиты мы уже видели тогда – теперь музей решил «пройтись» по отдельным художникам. В мечтах – показать скульптуру Парижской школы и сделать выставку Хаима Сутина. А начать «серию» решили игриво – Паскин и Фужита были любителями ню. Но это не спасло показ от скуки.

Достаточно почитать биографии Паскина и Фужиты, чтобы понять, как тяжело вести богемную жизнь, а тут еще и рисунки-картины показывают. «Решение объединить произведения Паскина и Фужиты... принято кураторами не случайно. Оба мастера были талантливыми графиками и живописцами, оба переехали в Париж в начале творческого пути, оба увлекались экзотическими путешествиями. Есть немало параллелей и в жанровых предпочтениях…» – сообщает пресс-релиз, хотя, казалось бы, такие определения применимы не только к двум выбранными персонам. Впрочем, некоторую формальность объединения сам же музей и подчеркнул: после вернисажа обещано залы двух мастеров разделить перегородкой, чтобы путешествовать по ним не насквозь, а к каждому входить с лестницы (курируют «Шальные годы» искусствовед и составитель каталога-резоне Фужиты Сильви Бюиссон и научные сотрудники ГМИИ Алексей Петухов и Виталий Мишин). Вероятно, объяснить это можно просто: с правой и с левой стороны от лестницы начинается хронологический рассказ о Фужите и Паскине, но все-таки для одной выставки решение такое выглядит довольно странно. Директор ГМИИ Марина Лошак напоминает, что в 1928 году Государственный музей нового западного искусства (собрание которого после расформирования было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем) устроил показ «Современное французское искусство», показав в России художников Парижской школы. Если обратиться к временам не столь отдаленным, Марина Лошак, еще в бытность галеристкой, в 2008-м, показывала в «Проуне» выставку Паскина «Интим предлагать!». Теперь настал черед большой экспозиции, по 40 работ на каждого героя плюс параллели с российскими художниками группы «13».

Болгарский художник Паскин (Юлиус Мордехай Пинкас) и японский Фужита (Цугухару Фудзита) любили женщин, меняли привязанности, страдали – все, как полагается. Визитной карточкой выражения этих чувств у Паскина стала «перламутровая» манера с многослойностью перетекающих одна в другую нежных красок. А у Фужиты – техника, которую он назвал «нюхасёку» – «молочно-белая». И в то время как Паскин предпочитал, судя по работам, довольно витальных и порой полнотелых натурщиц, показанные сейчас в музее декадентские и в основном худощавые «Венеры» с Монпарнаса у Фужиты манерно возлежат, кажется, охлаждая все вокруг фарфоровой белой кожей. Смотришь на этикетку – «холст, масло», на картину – гладкая-гладкая поверхность с тонкими, как пером выведенными, контурами. «Фужита, – рассказывает Алексей Петухов, – специально разрабатывал особые грунты, которые на холсте давали почти глянцевую поверхность, а те самые кажущиеся графическими линии проводил маслом, просто тончайшей кистью и – сухой. Где у Паскина цвет, у Фужиты – линия, в этом он остался сыном своей страны (и порой давал прямые отсылки к японской живописи – как в «Играющих детях»). 

Помимо восточных пейзажей у Паскина – вариация на тему Дега с совершающей утренний туалет женщиной, у Фужиты – сценка с девушкой в кафе, в духе пикассовой «Любительницы абсента», но мягче, не с той тоской, а с меланхолией «Бара в «Фоли-Бержер» Мане.  У Паскина – рисованные Сократ и осмеявшие его гетеры, эротическое посвящение Пьеру Мак-Орлану. У Фужиты – живописный, яркий, с округлыми телесами – колоритный лупанарий. В Паскине больше юмора на грани со скабрезностью, его линии «кудрявистей», а работа холсте – маслянистее, «жирнее», размашистее. Когда сразу после него показывают художников группы «13», многочисленные обнаженные Татьяны Мавриной кажутся целомудреннее. 

Фривольностей много, манера почти не меняется, а примеров, кажется, слишком много, чтобы еще удивляться. Как писал Бродский, «красавице платье задрав, видишь то, что искал, а не новые дивные дивы». Ну, графическая Кики с Монпарнаса у Фужиты (модель многих, в том числе и Ман Рэя, с ней он сделал хрестоматийную «Скрипку Энгра»), прорисованная «томными» линиями. А потом целая череда уже живописных портретов разных моделей – в той же манере, все они со стеклянными глазами и с тою же, только теперь чуть подцвеченной красками графичностью силуэтов. Поверх всего этого самым шальным в итоге кажется решение Фужиты в 1959-м, когда ему было за 70, перейти в католичество (в витрине – экземпляр приглашения на церемонию крещения). И принял имя Леонар – ни много ни мало в честь Леонардо да Винчи. Тут даже есть его религиозные образы 1950–1960-х годов, по-своему перепевающие стилистику Северного Возрождения. Причем в сходной манере он создал картину с играющими детьми, «Механический век». Только похожесть детей друг на друга, эти высокие лбы и стеклянные взгляды в отсутствие «детской резвости» производят отталкивающее впечатление. Но это уже вне рамок закруглившейся в 1930-х Парижской школы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
427
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
758
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
452
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
351

Другие новости