«Аккомпанемент» в ежедневном режиме
обеспечивает ансамбль «Студия новой музыки». Фото со страницы биеннале в социальной сети Facebook |
VI Московская биеннале современного искусства открылась в Центральном павильоне ВДНХ. Хотя, пожалуй, вернее будет сказать, что основной биеннальный проект, который кураторы назвали «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия», зазвучал. Поскольку выделенный Минкультом бюджет очередного выпуска смотра актуального искусства снизился с 51 млн руб. два года назад до 30 сейчас, а вместе со спонсорскими средствами итоговая сумма равна, по словам комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, 50–55 млн руб., с выставкой было не разбежаться. И пока у мировых биеннале дискуссионная платформа служит подспорьем к выставке, здесь она экспозицию собой заменила.
Слова про «взгляд из центра города» в биеннальной теме звучат саркастично – меняющий площадки каждые два года смотр никогда еще не переезжал так далеко, а в прошлый раз квартировался у кремлевских стен, в Манеже. Должен был и теперь оставаться там же, но когда проект для Манежа был уже придуман, площадку смотру сменили. Дух времени таков, что власти разными способами хотят вернуть былую славу ВДНХ… Современное искусство наверху, однако, воспринимают прохладно, несмотря на приветственное слово министра культуры в каталоге биеннале, но, возможно, переведя в этот раз выставку на ВДНХ, надеются привлечь к ней побольше народу. Гендиректор ВДНХ Екатерина Проничева сказала на пресс-конференции, что на ВДНХ только за прошлые выходные побывали около 300 тыс. человек. Широкая публика contemporary art тоже, как известно, не особенно жалует – но вдруг зайдет по пути, заодно?.. Впрочем, как бы удаленность главной выставки биеннале ни выглядела странно, пространство оказалось лыком в строку.
Центральный павильон ВДНХ, естественно, напичкан советской символикой, включая созданный под руководством Евгения Вучетича монументальный горельеф «Знаменосцу мира, Советскому народу – слава!», реставрация которого идет тут, что называется, в режиме реального времени, как нельзя лучше соответствует теперешнему курсу России. Поскольку бюджет биеннале ничтожно мал, чего не скажешь о курсе валют, с которыми приходится иметь дело при транспортировке иностранных произведений, а биеннале – международная, то теперь она получилась грустной усмешкой над особым российским путем, не схожим с принятыми мировыми стандартами. То есть основной проект, что длится 10 дней, не просто самый короткий в истории – он и сделан не в виде выставки, которую сопровождают дискуссии, мастер-классы, перформансы, а наоборот. Это будет расписанная по дням разговорная, включая и периодические новостные блоки – к примеру, «Новости всех времен» от художницы Алевтины Кахидзе, – и перформативная программа с небольшими вкраплениями собственно объектов. И с 3 октября на месяц все зафиксируется в виде документации слов (говорить их обещают не только искусствоведы, но и экономисты, социологи, политологи, обещали, например, выступление бывшего министра финансов Греции Яниса Варуфакиса) и дел на выставке.
Произошла виртуализация искусства, которое уходит из виду – и в территориальном плане, и в метафорическом. Во время пресс-показа ни дискуссий, ни перформансов почему-то решили не делать, и все это мероприятие напоминало почти проект-призрак, если красиво – то лабораторию. Кураторы Барт де Баре (директор антверпенского музея современного искусства MUHKA), Дефне Айас (директор роттердамского центра современного искусства «Витте де Вит») и Николаус Шафхаузен (директор Кунстхалле в Вене) вдохновенно рассказывали об искусстве как способности размышлять. Всего к биеннальному процессу подключено около 70 участников, включая художников Люка Тюйманса и Таус Махачеву.
Пока в сидящем на нефтяной игле государстве, работая внутри биеннального павильона, Фабрис Ибер пишет портреты посетителей нефтью, на фасаде здания Сергей Братков в рамках «Селфи «Космическая Одиссея» закрыл эдакими маленькими Лунами большинство медальонов с гербами бывших союзных республик – в советское время ведь практиковалось ретушировать тех, с кем «дружба» закончилась. А рядом с Центральным павильоном отстроен теперь в виде пряничного домика с золотыми деталями павильон «Кавказ», с этой территорией и в новейшей истории страны связано много. Внутри него группа «Безудержные» не без иронии размышляет над трансформацией кавказских традиций в пору глобализации. Студенты Анатолия Осмоловского на колоннаде главного павильона таскают ведра с глиной, ваяя гулливерскую, но, похоже, мертвую фигуру поэта революции Маяковского. И пока в главном зале, прежде звавшемся Залом Конституции Союза ССР, Алевтина Кахидзе и Флака Кахити повесили над выведенными на стенах советскими призывами работы «Центр Евразии» и «Будьте толерантны!», в соседнем Элс Дитворст насаживает зубы в виде человечков в гигантский череп, остов роботоподобной головы. Акценты, пришедшиеся ко времени и ко двору. Только вот готовые произведения и пока что напоминающие лакуны разные work-in-progress не соединились еще в цельное высказывание, какого ждешь от биеннального проекта. Правда, если он – выставка и срез тенденций за два года. Сейчас это скорее симпозиум, и в том нет вины ни кураторов, ни комиссара. Если не хватает бюджета привезти работы, процессы приходится не показывать, а обсуждать. Так что стоящие перед павильоном простенькие скамейки мэтра arte povera («бедного искусства») Микеланджело Пистолетто, сплетающиеся символами бесконечности и обращенные вовне в знак открытости к миру и вовнутрь – в знак готовности к диалогу, – характерная заставка к главному биеннальному проекту. Игра искусства в предлагаемых обстоятельствах.