0
3016
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2015 00:01:00

В тени недотыкомки

Тэги: камерный музыкальный театр, премьера, опера, александр журбин, мелкий бес


камерный музыкальный театр, премьера, опера, александр журбин, мелкий бес Тень Передонова обгоняет героя. Фото предоставлено пресс-службой театра

Камерный музыкальный театр им. Б. Покровского открыл новый сезон последней премьерой прошлого – оперой Александра Журбина «Мелкий бес». На спектакле (а накануне и на сборе труппы) побывал заместитель министра культуры Александр Журавский. 

В новейшую историю музыки Александр Журбин вошел как автор первой рок-оперы «Орфей и Эвридика»  и, кажется, с этим титулом и останется. Пишет он невероятно много – и исполняется тоже, но слава прогрессивного автора так и осталась в семидесятых. Впрочем, сам Журбин активно оппонирует «модернистам» (тем, кто не пишет мелодий) и пропагандирует музыку понятную и приятную, искренне считая, что за ней – и настоящее, и будущее. Позиция эта годится, пожалуй, для мюзикла или оперетты – здесь действительно грамотно сочиненный мотивчик – залог успеха. А вот для оперы (современной) – вряд ли.

В качестве литературной основы для оперы-фантазии была выбрана пьеса драматурга Валерия Семеновского «Тварь», написанная, в свою очередь, по знаменитому роману Федора Сологуба. Надо сказать, тема «Мелкого беса» актуальности не теряет, литературные типажи и их характеристики узнаются и в персонажах нынешнего века и следить за перипетиями сюжета увлекательно. Но сам стиль изложения – нарочито поверхностный – более напоминает монологи сатириков по телевизору или капустники, даже с учетом перманентных иллюзий на русскую классику (в том числе и музыкальную – Княгиня здесь, естественно, стала Графиней, призраком «Пиковой дамы»). То же и музыка: в опере комбинируются фрагменты, издалека напоминающие Шостаковича (скажем, сцену изнасилования Аксиньи из «Катерины Измайловой») и городской романс, который то и дело «съезжает» в советскую эстраду. В номере, названном «Ансамбль «Какофония» они соединяются. Мотивчик (тот, что запоминается намертво), кстати, есть: диалог Директора и Его Превосходительства «Как в гимназии дела? – Хорошо!» с вариациями («Как в гимназии дела? – Плохо. – Хорошо!») решен действительно здорово. Он же окончательно превращает спектакль в трагикомедию или даже в трагифарс.   

Правда, режиссер Георгий Исаакян и художник Степан Зограбян мастерски придают довольно бесформенной партитуре цельные контуры: огромная помойная муха (таинственная недотыкомка?) все время напоминает об истинном месте действия. А прием отстранения с куклами разного калибра – игрушечными, ростовыми и людьми-марионетками – усиливает фантасмагорический эффект (да и трагический, собственно, тоже). К числу несомненных достоинств «Мелкого беса» отнесем, пожалуй, то, что этот спектакль раскрывает мощности труппы Бориса Покровского: по-настоящему зрелищной и содержательной делают эту постановку артисты (удивительно, ибо не в каждом спектакле самого Покровского они работают столь же изобретательно): Роман Шевчук (Передонов), Алексей Сулимов (Павлушка), Алексей Морозов (Директор гимназии), Ирина Алексеенко (Варвара), Вадим Волков (Пыльников, он же Графиня) и другие. 

На сборе труппы театр объявил и планы на будущий сезон, надо сказать, заявки сделаны очень любопытные.  Впереди – работа над оперой Леоша Яначека «Приключения лисички-плутовки», ее ставят руководители театра – дирижер Геннадий Рождественский и режиссер Михаил Кисляров. По словам последнего, вопреки традиции интерпретировать эту оперу как детскую она будет трактоваться как «сказка для взрослых» (премьера 4 ноября). В детский же репертуар театра вернется спектакль «Давайте создадим оперу!». Известное сочинение Бенджамина Бриттена («Синяя птица» театра, как заметил его главный режиссер Михаил Кисляров) появится в новой редакции (4 декабря). 

Юбилею Геннадия Рождественского  (4 мая маэстро исполнится 85!) театр посвящает постановку оперы Римского-Корсакова «Сервилия». Опера эта настолько затерялась в тени своих «сестер», что не существует даже ее полной аудиозаписи. Геннадий Николаевич и труппа театра этот пробел, разумеется, восполнят. Финальным аккордом сезона 2015/16 года станет постановка оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», ее осуществит немецкий режиссер и продюсер Ханс-Йоахим Фрай.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
868
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1464
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1066
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
563

Другие новости