Сотрудники МВД скоро покинут стены Эрмитажа. Фото Замира Усманова/Интерпресс/ТАСС |
Петербуржцы, гордящиеся своими музеями, обсуждают в Сети новую тему: не пора ли начать создавать народные дружины по охране знаменитых сокровищниц – Эрмитажа, Русского музея и т.д. Горожане взволнованы тем, что с 1 ноября в связи с сокращением численности сотрудников МВД без полицейской охраны остается Государственный Эрмитаж. Об этом сообщил директор музея Михаил Пиотровский. Он предложил остальным музейщикам города провести специальные учения, чтобы выяснить: реально ли обеспечить безопасность экспонатов силами собственных служб безопасности и нанятых ЧОПов.
Одновременно на сайте Российского союза музеев, возглавляемого Пиотровским, появилась информация о том, что директор Эрмитажа направил письма в федеральные органы власти, чтобы выяснить, действительно ли решено «оголить» столь важные объекты. Культурная общественность, которая в последние дни взволнована московской историей с нападением на выставку в Манеже, стала припоминать эпизоды разных лет, связанные с вандализмом. Самый яркий и болезненный случай был как раз в Эрмитаже – 15 июня 1985 года психически больной человек облил кислотой шедевр Рембрандта «Даная». Восстановление картины, считали многие, невозможно, тем не менее картину вернули к жизни ценой невероятных усилий реставраторов и с огромными материальными затратами. После этого случая безопасности шедевров уделяется много внимания, но тем не менее сотрудники полиции нужны – прежде всего в силу их легальных возможностей дать отпор возможным злодеям или маньякам. Ни эрмитажные бабушки-смотрительницы, ни сотрудники собственной службы безопасности такими возможностями не обладают.
Но значительно хуже приходится менее статусным музеям, которым тоже грозит лишение полицейской охраны, как поясняла в СМИ начальник историко-информационной службы Эрмитажа Юлия Кантор: «Эрмитаж и крупные музеи в этой ситуации в относительно выигрышном положении. На сегодня Государственный Эрмитаж имеет разветвленную службу внутренней безопасности, состоящую из многих подразделений, беспрецедентные системы охраны и слежения, которые постоянно совершенствуются, но у нашей службы де-юре гораздо меньше прав по пресечению действий злоумышленников». Кроме всего прочего, есть нюанс: в случае привлечения к охране музеев дополнительных сил в виде ЧОПов договоры с ними заключаются по ежегодному конкурсу, агентства появляются и исчезают, возможны проблемы с квалификацией сотрудников и их «моральным обликом».
Эрмитаж фигурировал и в контексте драматических событий января 2013 года. Тогда некая организация «Казаки Петербурга» устроила хулиганскую акцию против Музея Набокова на Большой Морской улице – в окно особняка бросили бутылку (в ней содержались угрозы), угрозы посылали и на электронную почту музея. Эти же люди распространили обращение, где обещали напасть и на новое здание Эрмитажа в знак протеста против выставки братьев Чэпменов. А музею современного искусства «Эрарта» пришлось отменить из-за аналогичных угроз спектакль «Лолита» Леонида Мозгового.
Еще более уязвимыми оказываются небольшие музеи Ленинградской области. Там порой речи не идет не то что о полицейском посте или ЧОПе, а об элементарной пожарной сигнализации. Показательна судьба Водского музея в деревне Лужицы. Это фактически третий музей – деревянное здание сгорело сначала в 2001 году (до сих пор многие считают, что был поджог), затем в 2006 году. Спасли часть экспозиции музея местные жители, своего рода добровольная пожарная дружина. Как рассказала «НГ» директор музея Марина Ильина, новое здание до сих пор не введено в эксплуатацию, в том числе из-за отсутствия пожарной сигнализации. А вокруг более известного, чем лужицкий, музея в Рождествено камеры видеонаблюдения решили установить только в том же 2013 году после случая вандализма. Эта живописная усадьба принадлежала семье Набоковых, вызывающей ярость некоторых ревнителей нравственности, поэтому они разбили в историческом здании окно, забросив в помещение бутылку с засунутой туда библейской цитатой на тему блуда.
Санкт-Петербург