0
8211
Газета Культура Интернет-версия

13.08.2015 00:01:00

Марат Гельман построил в Черногории "Социализм"

Тэги: галеристы, марат гельман, международная выставка, социализм, капитализм, черногория


галеристы, марат гельман, международная выставка, социализм, капитализм, черногория Я на камушке сижу. Работа Валерия Казаса. Фото предоставлено Dukley art center/Kotor

В конце года новое детище переехавшего в Черногорию галериста Марата Гельмана – DukleyArtCenter/Kotor – примет участие в международной выставке АртБазель/Майами, а пока Гельман открыл сразу две выставки: в минувшее воскресенье в Галерее Гельмана в большом жилом комплексе на въезде в черногорскую Будву открылась выставка «Капитализм», а в здании бывшего морского пароходства в Которе, где теперь располагается руководимый Гельманом центр ARTinside, был представлен проект «Социализм». 

Большой жилой комплекс на въезде в Будву заложил ныне сидящий в московском СИЗО Сергей Полонский, он же заказал проект этого коммунального рая для миллионеров известному архитектору Сергею Чобану, который и спроектировал цепочку таунхаусов, где все окна всех домов глядят в море. Несколько лет назад все масштабные черногорские проекты Полонского были брошены какие на пол-, какие на четвертьдороги, некоторые – в самом начале пути. Dukley повезло, его подобрал американский инвестор, он же поддержал проект DukleyArtCenter/Kotor, реклама которого украшает теперь весь Ядранский путь – дорогу, пролегающую по берегу Адриатического моря. Марат Гельман рассказывает, что первоначально украсить поселок миллионеров скульптурами Валерия Казаса предполагалось в Подмосковье, проект придумывался для Рублевки, но вот теперь счастливо реализован в Черногории.

Миссионерский энтузиазм Марата Гельмана вызывает восхищение, но еще большее – способность галериста реализовывать свои масштабные фантазии. В Черногорию, кстати, он приехал по приглашению правительства, а мэр Будвы предлагал ему на выбор разные лучшие городские пространства. Но Гельман выбрал «худшее» – подземный тоннель, соединяющий Будву с соседним селением, где живет большая часть курортников и как минимум два раза в день они проходят по нему – на пляж и обратно. Этот тоннель уже украшает «Черногорский алфавит» Ольги Флоренской и несколько других готовых проектов, сделанных художниками во время их резидентства в черногорских арт-владениях Марата Гельмана. Пока искусством освоена, наверное, треть тоннеля, в планах – весь, плюс звуковая инсталляция петербургского композитора Сергея Хисматова, которая будет работать, реагируя на скорость передвижения пешеходов.  

Говоря о Гельмане, думается, важно подчеркнуть его, наверное, главный талант: он умеет создавать ценности (это слово здесь надо понимать в расширительном смысле, включающем и ЦЕНУ), что не удается сделать целым институциям. Художники, которые приезжают по приглашению Гельмана в Будву или Котор, получают возможность поработать, получают при этом неплохую стипендию и отдельно – деньги на материалы, а затем Гельман – как это было в случае со «Словарем» Флоренской – предлагает городу или жителям элитного жилого комплекса уже готовые проекты. В местной Галерее Гельмана почти все работы уже выкуплены. Все идет в дело. Здание морского пароходства в Которе Гельману передали, так сказать, в нетронутом виде – в кабинетах стояла брошенная прежними хозяевами мебель, старые компьютеры, телефоны, шкафы ломились от тысяч личных дел, карт и журналов. И вот воронежский художник Павел Брат для своих изящных, летящих фигур – одновременно напоминающих об изломанных линиях модерна и развешенные в соответствующих цехах мясные туши – взял старые книги и подшивки отчетной документации. Его объекты сейчас – на «капиталистической выставке» в DukleyArtCenter. А территорию вне стен галереи уже осваивают скульптуры Валерия Казаса, которому пришлась по вкусу податливая, «мягкая» структура местного камня – род известняка. Брат – из Воронежа, Казас – из Краснодара, знающему понятно, что прежний, провинциальный проект московской Галереи Гельмана, «Культурный альянс», дает себя знать, приносит пользу на новой – черногорской – почве.  

Для миллионеров – «Капитализм», но без волчьего оскала, наоборот – разноцветный, раскрашенный в яркие краски: металлические конструкции Казаса выдержат и детей, и взрослых. Можно встать и сфотографироваться рядом, можно залезть или даже сесть верхом. На лестнице планируется еще расставить небольшие фигуры Александра Бродского, а глухие стены будут раскрашены граффити Анатолия Akue, эта работа уже началась. А здание морского пароходства отдано под художественный «Социализм» – на четырех этажах в бывших кабинетах – мастерские художников, открытые по выходным для посетителей. Тут уже и Краснокамская деревянная игрушка, итог пермских бдений Марата Гельмана, но как минимум половина – это местные черногорские художники. Из известных наших резидентов – Дмитрий Цветков, который, глядя из окна на красоты которской бухты, уже написал целую серию с морем, яхтами и девушками. Девушки – сочные, с формами. Когда вокруг так много настоящей красоты, реализм берет свое.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Глобалисты надеются затормозить фрагментацию планетарной экономики

Михаил Сергеев

Мир погружается в период недоверия, непредсказуемости и нестабильности

0
1387
Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Дискуссии о пенсионном возрасте возобновились

Анастасия Башкатова

Из-за инфляции в 2025 году не обойтись без дополнительной индексации выплат

0
1892
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
2369
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
1266

Другие новости