Я на камушке сижу. Работа Валерия Казаса. Фото предоставлено Dukley art center/Kotor
В конце года новое детище переехавшего в Черногорию галериста Марата Гельмана – DukleyArtCenter/Kotor – примет участие в международной выставке АртБазель/Майами, а пока Гельман открыл сразу две выставки: в минувшее воскресенье в Галерее Гельмана в большом жилом комплексе на въезде в черногорскую Будву открылась выставка «Капитализм», а в здании бывшего морского пароходства в Которе, где теперь располагается руководимый Гельманом центр ARTinside, был представлен проект «Социализм».
Большой жилой комплекс на въезде в Будву заложил ныне сидящий в московском СИЗО Сергей Полонский, он же заказал проект этого коммунального рая для миллионеров известному архитектору Сергею Чобану, который и спроектировал цепочку таунхаусов, где все окна всех домов глядят в море. Несколько лет назад все масштабные черногорские проекты Полонского были брошены какие на пол-, какие на четвертьдороги, некоторые – в самом начале пути. Dukley повезло, его подобрал американский инвестор, он же поддержал проект DukleyArtCenter/Kotor, реклама которого украшает теперь весь Ядранский путь – дорогу, пролегающую по берегу Адриатического моря. Марат Гельман рассказывает, что первоначально украсить поселок миллионеров скульптурами Валерия Казаса предполагалось в Подмосковье, проект придумывался для Рублевки, но вот теперь счастливо реализован в Черногории.
Миссионерский энтузиазм Марата Гельмана вызывает восхищение, но еще большее – способность галериста реализовывать свои масштабные фантазии. В Черногорию, кстати, он приехал по приглашению правительства, а мэр Будвы предлагал ему на выбор разные лучшие городские пространства. Но Гельман выбрал «худшее» – подземный тоннель, соединяющий Будву с соседним селением, где живет большая часть курортников и как минимум два раза в день они проходят по нему – на пляж и обратно. Этот тоннель уже украшает «Черногорский алфавит» Ольги Флоренской и несколько других готовых проектов, сделанных художниками во время их резидентства в черногорских арт-владениях Марата Гельмана. Пока искусством освоена, наверное, треть тоннеля, в планах – весь, плюс звуковая инсталляция петербургского композитора Сергея Хисматова, которая будет работать, реагируя на скорость передвижения пешеходов.
Говоря о Гельмане, думается, важно подчеркнуть его, наверное, главный талант: он умеет создавать ценности (это слово здесь надо понимать в расширительном смысле, включающем и ЦЕНУ), что не удается сделать целым институциям. Художники, которые приезжают по приглашению Гельмана в Будву или Котор, получают возможность поработать, получают при этом неплохую стипендию и отдельно – деньги на материалы, а затем Гельман – как это было в случае со «Словарем» Флоренской – предлагает городу или жителям элитного жилого комплекса уже готовые проекты. В местной Галерее Гельмана почти все работы уже выкуплены. Все идет в дело. Здание морского пароходства в Которе Гельману передали, так сказать, в нетронутом виде – в кабинетах стояла брошенная прежними хозяевами мебель, старые компьютеры, телефоны, шкафы ломились от тысяч личных дел, карт и журналов. И вот воронежский художник Павел Брат для своих изящных, летящих фигур – одновременно напоминающих об изломанных линиях модерна и развешенные в соответствующих цехах мясные туши – взял старые книги и подшивки отчетной документации. Его объекты сейчас – на «капиталистической выставке» в DukleyArtCenter. А территорию вне стен галереи уже осваивают скульптуры Валерия Казаса, которому пришлась по вкусу податливая, «мягкая» структура местного камня – род известняка. Брат – из Воронежа, Казас – из Краснодара, знающему понятно, что прежний, провинциальный проект московской Галереи Гельмана, «Культурный альянс», дает себя знать, приносит пользу на новой – черногорской – почве.
Для миллионеров – «Капитализм», но без волчьего оскала, наоборот – разноцветный, раскрашенный в яркие краски: металлические конструкции Казаса выдержат и детей, и взрослых. Можно встать и сфотографироваться рядом, можно залезть или даже сесть верхом. На лестнице планируется еще расставить небольшие фигуры Александра Бродского, а глухие стены будут раскрашены граффити Анатолия Akue, эта работа уже началась. А здание морского пароходства отдано под художественный «Социализм» – на четырех этажах в бывших кабинетах – мастерские художников, открытые по выходным для посетителей. Тут уже и Краснокамская деревянная игрушка, итог пермских бдений Марата Гельмана, но как минимум половина – это местные черногорские художники. Из известных наших резидентов – Дмитрий Цветков, который, глядя из окна на красоты которской бухты, уже написал целую серию с морем, яхтами и девушками. Девушки – сочные, с формами. Когда вокруг так много настоящей красоты, реализм берет свое.