Вениамин Смехов считает себя человеком театра, актером, режиссером и чтецом. Хотя всенародную известность ему принес все-таки кинематограф. Роль Атоса в «Трех мушкетерах» стала знаковой – своего героя Смехов сыграл не только в фильме 1979 года, но и в нескольких продолжениях. А театральным эквивалентом этой роли, не менее важным для Смехова образом, стал Воланд из спектакля Юрия Любимова 1977 года «Мастер и Маргарита».
В любимовской труппе актер появился одним из первых, а в «Таганке», тогда еще называвшейся Театром драмы и комедии, даже раньше режиссера. В 1962-м его принял на службу Плотников. Через два года театр сменил имя и руководителя, Любимов привел с собой своих студентов, но и взял несколько человек из существовавшей труппы – и Смехова тоже. И дал ему роль в «Добром человеке из Сезуана». Смехов сыграл во всех ключевых, определивших язык любимовского театра спектаклях. И в «Десяти днях, которые потрясли мир», и в «Антимирах», и в «Жизни Галилея», и в «Гамлете» – Клавдия. Но главным стал Воланд. Герой Смехова все реплики – ироничные, мудрые и злободневные – обращал в зал, был и наблюдателем, и комментатором, и собеседником, связующим звеном между публикой и актерами. В 1985 году, с отъездом Любимова из СССР и приходом в театр Анатолия Эфроса, Смехов на два года перешел в «Современник», но потом вернулся на родную сцену. В «Таганке» он и играл, и выступал соавтором и вторым режиссером нескольких постановок, писал инсценировки к любимовским спектаклям «Послушайте!» и «Час пик». В 1990-м сам поставил «Самоубийцу» Эрдмана, а в 2013-м – «Нет лет» по стихам Евтушенко.
Работу в театре Смехов совмещает со съемками в кино почти с самого начала карьеры: помимо «Мушкетеров» он сыграл в фильмах «Сказка странствий» Митты, «Семь криков в океане» Басова, «Ловушка для одинокого мужчины» и «Дура» Коренева, «Ключ» Чухрая. А в начале 2016-го на экраны выйдет фантастический боевик «Мафия» Сарика Андреасяна по мотивам одноименной настольной игры – со Смеховым в одной из главных ролей. «НГ»