Местное сельпо Полисский превратил в арт-объект. Фото автора
В Калужской области прошел Х фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Лишившийся управляющей компании проект в финансовом смысле находится в сложном положении. Но сложившаяся ситуация возвратила сюда Николая Полисского, который сам фестиваль и придумал, а в последние годы от него и его политики дистанцировался и показывал новые объекты отдельно. За уик-энд «Архстояние» собрало около 6 тыс. гостей, а главное, все это снова повернулось к корням и к тому, что зовется site-specific art.
Днем Звизжи хорошенько полило дождем, зато высокое небо потом играло контрастами – там еще грозовые серые тучи, а тут и солнце, и пробивающаяся сквозь белую вату облаков синева. На фоне этого высокого неба стоят четыре новых объекта. «Музей сельского труда» Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой отмечает подъезд к деревне, как когда-то подъезд к соседнему Никола-Ленивцу, где «Архстояние» начиналось, отметила инсталляция «Границы Империи» самого Полисского. Музей похож на межевой столб, одновременно и на заземлившуюся колонну с массивной, но припоминающей Дорический ордер капителью, и на вытянувшийся много выше человеческого роста сельский колодец. Внутри, как в древних храмах, окулус, открытый небу, которое отвечает происходящему светлым бликом на круглой стене этой башни, внутри которой висят орудия сельского труда. Вокруг – поле, специально засеянное Полисским картошкой. Сергей Чобан советует ездить не в Тоскану, а сюда. Добавляя, правда, что вот только дороги… В общем, инсталляцией могли бы стать и 300 м хорошей дороги.
Дороги с окулусом (это ведь око, глаз) связал Алексей Козырь в своем «Бельведере Звизжском» – сделанной из муковоза автобусной остановке с глазами из цветного стекла. Теперешнее «Архстояние» вообще возвращается к своим же истокам, не просто к ландшафтным объектам, которых так много было за последние годы поставлено в Никола-Ленивце и часто без всякой привязки к местности, а снова обращается именно к site-specific art. К тому, за чем нужно ехать сюда. Межевой столб, остановка (по сообщению релиза, место встречи молодежи), оформленный Archpoint в духе арок-»скорлупок» Сиднейского оперного театра вход в местный ДК Звизжи: вход в просторный деревянный дом теперь увенчан этаким порталом (по силуэту – в половину арки), тоже, разумеется, деревянным и с эффектными для абриса сдвигами-»зазубринами». Но главное тут сейчас – Сельпо. Местный продуктовый, лет 20 стоявший в запустении, Николай Полисский снова превратил в доминанту и пейзажа, и жизни, сделав его похожим на средневековый замок с башнями. Замок, впрочем, создан по принципу шашлыка, как назвал это сам «дядя Коля» (художника издавна тут называют так): на остов насажены бруски-деревяшки, отчего получается шероховатая фактура, хорошо играющая при разном освещении.
Предыдущей работой Полисского в этих местах, на краю Никола-Ленивца, был Бобур, ироничная вариация на тему называемого еще и так Центра Помпиду с его «навыпуск» оставленными трубами-коммуникациями. Бобур – один из центров парижской жизни, и свой Бобур появился в Калужской области. Однако центром сельской жизни, конечно, бывает и продмаг, эту аксиому художник, думается, сейчас тоже имел в виду. Притом, как и во многих своих работах, утверждая на местности что-то, откликающееся на мировую архитектуру и традицию. В Никола-Ленивце он водружал огромный, кружевом сплетенный из веток Маяк, ставил там «Вселенский разум», напоминающий диковинный купольный храм, составленный словно из переплетающихся извилин – примеров много.
«Архстояние расширяет свои границы, перемещаясь на территорию соседней деревни Звизжи», – сообщает фестивальная четырехполосная газета. Перемещение это связано, насколько можно понять, еще и с тем, что превращенные в «арт-парк Никола-Ленивец» Максимом Ноготковым земли больше им не финансируются, управляющая компания закрылась. Финансовый момент – болезненный, и для культурных событий, от которых спонсоры продолжают ждать материальной отдачи, тоже, но кажется, что «Архстоянию», придуманному в свое время Полисским, в художественном смысле это пошло на пользу. Творчески, напомним, художник отдалился от фестиваля, его сориентированной на туризм и туристические блага стратегии, и последние годы свои новые инсталляции представлял отдельно, до «Архстояния». Сам фестиваль приглашал разных гостей, привозил в Никола-Ленивец модные кафе – то, без чего, видимо, непросто один уик-энд прожить городским гостям. Но при всем хорошем вот эта site-specific-составляющая как-то выветривалась, не хватало главного, какого-то стержня или изюминки, как ни назови. Были лекции и концерты, и сейчас все это осталось, но не заслоняет основного, архитектурной затеи и игры с местным материалом. Того, что можно увидеть только здесь и что укоренено в местном ландшафте. В этом году та самая специфика вернулась. Башни «средневеково»-советского Сельпо смотрят в небо. По улице Центральной деревни Звизжи местные жители раскинули палатки с пирожками-крыжовником-тыквами, тут же стоят деревянные олени-кабаны-птицы – никола-ленивецкие промыслы, реплики объектов Полисского, а в местном кафе угощают вишневым вареньем и бегает упитанный щенок Бублик.