0
45447
Газета Культура Интернет-версия

04.08.2015 00:01:00

"Архстояние": От Бобура до сельпо [+ФОТО]

Тэги: калужская область, фестиваль, ландшафтные объекты, архстояние, николай полисский


калужская область, фестиваль, ландшафтные объекты, архстояние, николай полисский Местное сельпо Полисский превратил в арт-объект. Фото автора

В Калужской области прошел Х фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Лишившийся управляющей компании проект в финансовом смысле находится в сложном положении. Но сложившаяся ситуация возвратила сюда Николая Полисского, который сам фестиваль и придумал, а в последние годы от него и его политики дистанцировался и показывал новые объекты отдельно. За уик-энд «Архстояние» собрало около 6 тыс. гостей, а главное, все это снова повернулось к корням и к тому, что зовется site-specific art.

Днем Звизжи хорошенько полило дождем, зато высокое небо потом играло контрастами – там еще грозовые серые тучи, а тут и солнце, и пробивающаяся сквозь белую вату облаков синева. На фоне этого высокого неба стоят четыре новых объекта. «Музей сельского труда» Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой отмечает подъезд к деревне, как когда-то подъезд к соседнему Никола-Ленивцу, где «Архстояние» начиналось, отметила инсталляция «Границы Империи» самого Полисского. Музей похож на межевой столб, одновременно и на заземлившуюся колонну с массивной, но припоминающей Дорический ордер капителью, и на вытянувшийся много выше человеческого роста сельский колодец. Внутри, как в древних храмах, окулус, открытый небу, которое отвечает происходящему светлым бликом на круглой стене этой башни, внутри которой висят орудия сельского труда. Вокруг – поле, специально засеянное Полисским картошкой. Сергей Чобан советует ездить не в Тоскану, а сюда. Добавляя, правда, что вот только дороги… В общем, инсталляцией могли бы стать и 300 м хорошей дороги.

Дороги с окулусом (это ведь  око, глаз) связал Алексей Козырь в своем «Бельведере Звизжском» – сделанной из муковоза автобусной остановке с глазами из цветного стекла. Теперешнее «Архстояние» вообще возвращается к своим же истокам, не просто к ландшафтным объектам, которых так много было за последние годы поставлено в Никола-Ленивце и часто без всякой привязки к местности, а снова обращается именно к site-specific art. К тому, за чем нужно ехать сюда. Межевой столб, остановка (по сообщению релиза, место встречи молодежи), оформленный Archpoint в духе арок-»скорлупок» Сиднейского оперного театра вход в местный ДК Звизжи: вход в просторный деревянный дом теперь увенчан этаким порталом (по силуэту – в половину арки), тоже, разумеется, деревянным и с эффектными для абриса сдвигами-»зазубринами». Но главное тут сейчас – Сельпо. Местный продуктовый, лет 20 стоявший в запустении, Николай Полисский снова превратил в доминанту и пейзажа, и жизни, сделав его похожим на средневековый замок с башнями. Замок, впрочем, создан по принципу шашлыка, как назвал это сам «дядя Коля» (художника издавна тут называют так): на остов насажены бруски-деревяшки, отчего получается шероховатая фактура, хорошо играющая при разном освещении.

Предыдущей работой Полисского в этих местах, на краю Никола-Ленивца, был Бобур, ироничная вариация на тему называемого еще и так Центра Помпиду с его «навыпуск» оставленными трубами-коммуникациями. Бобур – один из центров парижской жизни, и свой Бобур появился в Калужской области. Однако центром сельской жизни, конечно, бывает и продмаг, эту аксиому художник, думается, сейчас тоже имел в виду. Притом, как и во многих своих работах, утверждая на местности что-то, откликающееся на мировую архитектуру и традицию. В Никола-Ленивце он водружал огромный, кружевом сплетенный из веток Маяк, ставил там «Вселенский разум», напоминающий диковинный купольный храм, составленный словно из переплетающихся извилин – примеров много.

«Архстояние расширяет свои границы, перемещаясь на территорию соседней деревни Звизжи», – сообщает фестивальная четырехполосная газета. Перемещение это связано, насколько можно понять, еще и с тем, что превращенные в «арт-парк Никола-Ленивец» Максимом Ноготковым земли больше им не финансируются, управляющая компания закрылась. Финансовый момент – болезненный, и для культурных событий, от которых спонсоры продолжают ждать материальной отдачи, тоже, но кажется, что «Архстоянию», придуманному в свое время Полисским, в художественном смысле это пошло на пользу. Творчески, напомним, художник отдалился от фестиваля, его сориентированной на туризм и туристические блага стратегии, и последние годы свои новые инсталляции представлял отдельно, до «Архстояния». Сам фестиваль приглашал разных гостей, привозил в Никола-Ленивец модные кафе – то, без чего, видимо, непросто один уик-энд прожить городским гостям. Но при всем хорошем вот эта site-specific-составляющая как-то выветривалась, не хватало главного, какого-то стержня или изюминки, как ни назови. Были лекции и концерты, и сейчас все это осталось, но не заслоняет основного, архитектурной затеи и игры с местным материалом. Того, что можно увидеть только здесь и что укоренено в местном ландшафте. В этом году та самая специфика вернулась. Башни «средневеково»-советского Сельпо смотрят в небо. По улице Центральной деревни Звизжи местные жители раскинули палатки с пирожками-крыжовником-тыквами, тут же стоят деревянные олени-кабаны-птицы – никола-ленивецкие промыслы, реплики объектов Полисского, а в местном кафе угощают вишневым вареньем и бегает упитанный щенок Бублик.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1772
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3745
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2802
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2284

Другие новости