0
4095
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2015 00:01:00

Как стать машиной

Тэги: театральный фестиваль, чеховский фестиваль, голем, великобритания


театральный фестиваль, чеховский фестиваль, голем, великобритания Сюрреалистические картины спектакля. Фото с сайта www.chekhovfest.ru

Театр из Великобритании «Компания 1927» показал на Чеховском фестивале спектакль «Голем». Сьюзан Андрейд (автор и постановщик), Бен Фрэномб (драматургия) взяли за основу еврейскую народную легенду об искусственном человеке, созданном из глины. Этот примерный раб, который, согласно древней легенде, исполняет самую черную работу и защищает племя, получил в британском спектакле историю с продолжением. 

Первое поколение глиняного Голема простодушно служит человеку, выполняя за несколько минут всю работу дня офисного служащего Роберта, второе поколение Голема уже вмешивается в его жизнь и управляет карьерой во имя успешности. Роберт благодаря энтузиазму Голема 2 становится начальником и вытесняет из фирмы своего друга. Третье поколение сжато до чипа, который внедряется в мозг: тот, кто поначалу был рабом человека, в результате делает из этого самого человека раба, разница между живым и неживым опасно стерта, и человек оказывается тотально зависимым, управляемым  Големом 3.

 Нетрудно в литературной основе уловить дух антиутопии, которая имеет богатую традицию в английской литературе.

Прибавим к этому тяготение театра к легкой эксцентрике, богатую и изобретательную анимацию в духе «Монти Пайтона» (Пол Бэрритт – кино, анимация и дизайн), щедрую визуальную изобразительность с использованием кино, сложную и разнообразную световую партитуру,  способную легко трансформировать пространство, умение быстро и лаконично обозначать разные места действия – от андеграундного подвала до замусоренных лондонских окраин (Эсме Эпплтон – режиссура и дизайн). В результате мы получим театральный стиль  «Компании 1927», которая нам была известна благодаря тому же Чеховскому фестивалю, когда два года назад показала в Москве спектакль «Животные и дети занимают улицы» в той же эстетике. 

«Голем» – работа еще более изощренная по форме, особенно в том, как живой план взаимодействует с кино и анимацией. Задник в виде движущейся ленты помогает изобразить бег по кварталам Лондона. Верный Голем первого поколения, простодушный глиняный человек, раб Роберта, следует за ним. Изображения на экране лихо контактируют с теми, кто на сцене. Тут и бар, в котором с понедельника по пятницу пьют пиво офисные ребята, тут и мультипликационная престарелая мюзикхолльная дива, объемные части тела которой отделяются и снова складываются в могучее тело пенсионерки-одалиски, выступает с куплетами. Тут и репетиция группы «Отверженные», тут и быт Роберта с его скромной квартиркой, где в кресле сидит Голем 1 и смотрит ТВ. Калейдоскоп картинок богат, обрушивается на зрителя, который не успевает опомниться. Голем 2 придуман как живчик, словно нарисованный Александром Родченко. Почему бы нет, и наши в 20-е так мечтали о человеке-машине. Домечтались, говорят британцы, потому что офисный никчемный малый Роберт уже сделал шаг к тому, чтобы самому стать Големом 2. Он меняет свой цивильный костюм на тот, в котором появляется на экране искусственный человек второго поколения.

Весь спектакль идет под аккомпанемент живой музыки: слева ударные (Уилл Клоуз) и справа фортепиано (Лилиан Хенли). Чувствуется, что эта группа знает толк в кабаретных формах театра, с которых, в частности, она начинала свое становление. То музыканты похожи на таперов в духе 20-х годов, аккомпанирующих ритму постановки, то им дается право на соло, как в подвальном клубе, то пародируется вокал кабаре.

Бытовой речи у актеров нет и в помине. Все они с набеленными лицами, с ярким гримом, в густых париках лепечут тоненькими голосками, словно эльфы (Шарлота Дабери, Лилиан Хенли, Роуз Робинсон, Шамира Тернер, Уилл Клоуз). Но это не эльфы. Они попадут в ловушку Голема не случайно, поскольку делают вид, что живут. Или это эльфы, летающие в подвалах, дешевых пабах, музицирующие  на территории подполья. Попытка создать рок-группу ни к чему не приведет, поскольку офисные мальчики и девочки не смогут ни разу выступить, боясь себя предъявить миру.   

Принцип лоскутного одеяла, изощренного  коллажа, используемый в построении спектакля, возможно, продиктован и тем, что офисные ребятки, которых мы видим на сцене, живут фрагментарно, вне потребности осознать целое. Предтечей Голема 3 станет компьютерное изображение лица, распадающегося на глаза, губы, нос. Части лица пляшут, подпрыгивают, складываясь в змеиный изгиб. Дело сделано:  это представление в буквальном смысле входит в их головы. Дальше – дело за малым, уже нет никакого труда, чтобы внедрить в башку чип. Человек стал машиной без сопротивления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1216
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
968
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
945
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1187

Другие новости