Самый молодой участник у пианистов. Фото с официального сайта конкурса
Вчера на Конкурсе им. Чайковского пианисты продолжили соревнование во втором туре: 12 участникам второго тура предстоит самая сложная битва – за выход в финал. Выбор жюри – был отсеян каждый третий пианист, – как всегда, озадачил слушателей. Впрочем, иначе и не бывает, желания зала и мнение жюри на 100% не совпадают никогда. Конкурс есть конкурс.
Первое, что бросается в глаза, – отсутствие во втором туре пианистов из Азии. Такого, если память не подводит, за последние 20 лет не случалось. Китайские корни, очевидно, у Джорджа Ли, но этот пианист представляет США.
19-летний Ли продемонстрировал в первом туре феноменальную технику («Кампанелла» Листа, равно как и Второй этюд Шопена из опуса 10 были безупречны), и целостность мышления – замахнувшись на позднего Бетховена, Ли в целом справился с Тридцать второй сонатой, хотя, конечно, юным пианистам этот опус пока не по зубам, философское откровение вряд ли можно постичь, когда тебе и 20 нет, разве что только интуитивно. Другой американский участник – Рид Тецлофф – уверенно и аккуратно выступил, не дал повода себя скинуть со счетов. Европа представлена музыкантами из Германии (Мария Мазо, наша соотечественница по происхождению), Польши (Юлия Кочубан) и Франции. Француз Люка Дебарг стал открытием конкурса, собственно, ради таких ярких, незаурядных музыкантов большинство слушателей и ждут Конкурс им. Чайковского. 24-летний пианист – из разряда творцов за роялем. Было необыкновенно интересно наблюдать, как рождается музыка в его интерпретации, в противовес музыкантам с крепкими и уверенными домашними «заготовками».
Впрочем, и последние заслуживают безусловного уважения: так, выпускник Московской консерватории, ученик Веры Горностаевой (и ее внук) Лукас Генюшас своим выступлением сделал реальную заявку на первую премию. Волевая, мужественная, очень серьезная игра его – следствие и отличной выучки, и, главное, опыта. Генюшас знает все рецепты конкурсных выступлений, в том числе секреты Большого зала, чего многие другие музыканты лишены. Другой российский участник – 16-летний Даниил Харитонов – для школьника (он – ученик Валерия Пясецкого в ЦМШ) показал отменный результат: Аппассионата его, как завещал сам Бетховен, высекала огонь из людских сердец, а Чайковский покорял задушевностью и певучестью. Другое дело, что и первое, и второе – стандарты интерпретации. Вырастет ли из отличника музыкант, узнаем лет через 10.
Другие российские участники второго тура: ученик Михаила Воскресенского Михаил Турпанов; выпускник Владимира Крайнева Илья Рашковский – пианист с солидным послужным списком (за плечами – престижные Конкурс им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве и в японском Хамамацу); а также победитель Всероссийского конкурса пианистов (прошел в первый тур без предварительного отбора), ассистент профессора Троппа из Гнесинки Николай Медведев и выпускник консерватории Дмитрий Маслеев.
Расклад мог бы быть и совсем иным, за исключением нескольких безусловных фаворитов. Динара Клинтон и Андрей Дубов могли бы быть во втором туре по причине безукоризненно исполненной программы на первом, китаец Чень Мойе – благодаря тонкой, изящной интерпретации Баха и особенно Моцарта. Россиянин (и еще один ученик Веры Горностаевой) Андрей Гугнин – в силу тех и других факторов. Пожалуй, самое обидное в решении жюри – не пропустить музыканта, одного из немногих показавших и силу отечественной школы, и индивидуальность мышления (о его выступлении читайте в «НГ» от 18.06.15).
Так или иначе, решение жюри выглядит очень сбалансированным: нельзя упрекнуть в излишнем внимании к тем, кто играет быстро и чисто, поскольку пропустили и участников, проявивших неординарность мышления (пусть они и не идеально выступили с конкурсной точки зрения), да и география выгодным образом подчеркнута, второй тур избавлен от, казалось бы, вечного засилья россиян и азиатов.
Итак, участникам предстоит один из самых ответственных этапов конкурсного выступления. Второй тур делится на два этапа: первый, по сути, представляет сольный концерт, где участники играют сочинения крупной формы; второй – камерный концерт с оркестром, самый каверзный момент конкурса, поскольку Моцарт сегодня – еще больший камень преткновения для пианистов, чем Бах.
Попутно отметим, что конкурс в этом году невероятно популярен у слушателей: на первом туре часто заполнен только партер, в этом же году – практически все 1737 мест Большого зала заполнены. Кроме того – трансляцию смотрят в 150 странах мира из 197.