0
5616
Газета Культура Интернет-версия

18.06.2015 00:01:00

Глазные капли для служанки Лизаньки

Тэги: школа драматчиеского искусства, премьера


школа драматчиеского искусства, премьера Соня и Саша (Ольга Бондаренко и Илья Козин) в спектакле «Школы драматического искусства». Фото с официального сайта театра

Для спектакля «Горе от ума», премьеру которого сыграли в «Школе драматического искусства» на Сретенке, режиссеру Александру Огарёву понадобились проекции картин  Серова «Девочка с персиками», портрет актрисы Стрепетовой кисти Ярошенко, «За туалетом» Серебряковой и еще около полутора десятка репродукций, а также музыкальные пьесы – от Рамо до Андрея Петрова, зато большая часть текста и немало героев, в том числе Хлёстова, князь и княгиня Тугоуховские, Репетилов и Загорецкий, на сцене не появляются. Режиссеру они не понадобились. И все равно – три часа с половиной. Право автора, а автор спектакля – режиссер. Попробуем разобраться с тем, что в спектакле есть. 

Это император Николай I пытался оскопить «Горе от ума», самолично вычеркивая целые монологи, поправляя отдельные слова и распоряжаясь публиковать комедию Грибоедова в том виде, в каком она была допущена на сцену. Сегодня текст открыт любому желающему, а режиссер предлагает свой взгляд на классическое сочинение, свое прочтение. Александр Огарёв в программке, обращаясь к зрителям, сообщает, что его версия грибоедовской истории «сосредотачивается на главных героях». А саму эту версию называет московскими снами в двух действиях. В том же обращении, правда, несколько смущают слова о том, что режиссера в «Горе от ума» увлекла «красота простых чувств». Комедия, повторяю, доступна читателям, и, право же, интересно, какие из чувств режиссер полагает красивыми в своей чистоте – Фамусова к Лизе? Или самовлюбленного Чацкого к Софье? Молчалина к Софье? Или нет – к Лизе? Или – наверное, все-таки их! – служанки Лизаньки к буфетчику Петруше? Но про них так мало сказано, да и сыграно тоже немного… 

Как и положено в современном театре, в спектакле очень много личного и, значит, лишнего. Пока публика входит в зал и занимает места, Лиза (Анна Кузминская) стоит спиной подле стола, когда свет гаснет и снова освещает сцену, Лиза уже сидит и спит, а на столе – наконец это видно – разложены персики. Репродукция картины тут же появляется на стенах-экранах по обе стороны сцены «Манеж», где играют премьеру. Стены «сложены» из ткани, арочные своды повторяют архитектурный рисунок зала, над сценой – тоже ткань, как балдахин над кроватью. Когда Лиза говорит, что «нужен глаз да глаз», она достает откуда-то флакончик с глазными каплями и закапывает. Редкими смешками зал реагирует на эту режиссерскую находку. Сцена сложно организована (художник-постановщик – Маша Капустина-Карью): пока на первом плане просыпается Лиза, за полупрозрачной тканью мы видим упражняющихся более в музыке, чем в искусстве обольщения, Софью с Молчалиным. Там же – музыканты, которые будут сопровождать героев на протяжении всего спектакля (в программке обозначенные как крепостные музыканты). Музыки много, а труппа «Школы драматического театра», как известно, музыкальная и певучая. Бодрый Фамусов – Игорь Яцко, едва появившись, мгновенно утягивает Лизу за сцену, возвращаются они оба в несколько разобранном виде, волосы служанки уже распущены, спутаны, но хозяин не унимается и заваливает Лизу уже при публике, прямо на полу, но Лиза не особо противится, она и фразу «Быть может, батюшка войдет» произносит с томной надеждой, не с тайной, а явной негой. А тут и он! Не обманывает ожиданий.

Когда уже не батюшке, а Софье Лиза предлагает взглянуть в окно, на обоих экранах появляется видео улицы – вероятно, хроника начала ХХ века. 

Чацкий (Илья Козин) вбегает, закутанный в медвежью шкуру, с парусником в руках, с первой же реплики он принимается кричать, и, собственно, шум и крик – главные от него беспокойства. 

Еще про живопись – когда Чацкий кричит о том, как много верст он пролетел, спеша в Москву, публике демонстрируют репродукцию картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Сразу уж: когда говорят про Максима Петровича, показывают «Портрет М.Н. Кречетникова» Левицкого. Когда речь о том, что Чацкий властей не признает, – транслируют фрагмент взятия Зимнего из фильма «Ленин в Октябре». В общем, не заскучаешь. Развлечь зрителя – одна из главных забот нынешних режиссеров, даже странно, что театральные деятели так убиваются, когда театры приравнивают к сфере услуг. За что, как говорится, боролись…

Нельзя, однако же, сказать, что все в спектакле строится из одного режиссерского хотения-веления. Вот Скалозуб (Олег Охотниченко) – маленький, бодрый, прыгучий – в некоторые моменты очень даже хорош и смешон по делу, то есть в соответствии с текстом. И Молчалин Олега Малахова, который вместо папки для доклада здесь то и дело прихватывает югославскую портативную пишущую машинку, в финале даже пытается успеть за Чацким записать его последний монолог. Вместо того чтобы пройти на цыпочках, он появляется на сцене в джоли-джамперах. Сцену падения Молчалина с коня сопровождает репродукция «Купания красного коня» с соответствующей анимацией. Когда Лиза обнаруживает, что у потерявшей сознание Софьи (Ольги Бондаревой) «свободнее дыханье стало», она подносит к ее губам мыльные пузыри, и та пускает целую серию, развлекая в очередной раз зал. Репродукции тоже не раз вызывают смех в зале – разговор о Татьяне Юрьевне, с которой Чацкий, говорит он, незнаком, иллюстрирует «Незнакомка» Крамского. 

Чтобы как-то компенсировать отсутствие доброй половины персонажей, сцены бала сопровождает беззвучное видео старого спектакля Малого театра. Вон он хорош, Даже без звука видно, что хорош.

И Яцко хорош, он текст произносит не только громко, но и осмысленно, характер получается понятный. Слова Молчалина и Софьи заглушает то аккордеон, то иные музыкальные вкрапления. Зато Чацкий читать финальный монолог выходит, держа в руках канистру с надписью «Желчь». Редкий случай, когда шутка находит опору в тексте.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1169
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
721
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1408
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1377

Другие новости