0
4666
Газета Культура Интернет-версия

01.06.2015 00:01:00

Главный приз достался пиарщику

Тэги: геликонопера, конкурс, режиссура, андрей цветковтолбин, павел сорокин, филипп разенков


геликон-опера, конкурс, режиссура, андрей цветков-толбин, павел сорокин, филипп разенков Андрей Цветков-Толбин ставит «Сильву». Фото предоставлено пресс-службой «Геликон-оперы»

Итог конкурса со знаком плюс – в том, что он состоялся, несмотря на очевидные трудности с финансированием (денежных премий, например, в этом году не было), со знаком минус – отсутствие претендента на Гран-при, премии, дающей право на постановку спектакля в «Геликон-опере». Лауреатами первых трех премий стали Андрей Цветков-Толбин из Москвы, Павел Сорокин из Ростова-на-Дону и Филипп Разенков из Ижевска. 

Само зрелище вышло захватывающим, соревновательный процесс увлекает необыкновенно. У режиссеров музыкального театра не принято погружать в тайны постановочного процесса посторонних, иные и не разрешают критикам присутствовать на генеральных прогонах – чтобы не дай бог не раскрыли идеи до официальной премьеры. Да и после премьеры не каждый готов раскрыть суть замысла: он и так должен быть ясен, а не поняли… тут вариант, как правило, один – сами виноваты, не видите, не слышите, не можете, глупые, неэрудированные критики (с невнятностью воплощения могут согласиться разве что в душе). 

Суть «Нано-оперы» именно в вынесении постановочного процесса на публику – и на суд жюри, разумеется. В течение трех вечеров молодые режиссеры ставят сольную, ансамблевую и массовую сцены, на работу дается 10 минут в первых двух турах и 15 – в третьем. Зрители видят не результат, но собственно процесс (на похожем конкурсе в австрийском Линце постановщики предъявляют уже готовый фрагмент). В этом и есть уникальность – хоть журналисты подобные определения используют осторожно – этого конкурса. Оценка в результате выносится по нескольким критериям:  профессионализм (выбор конкурсного репертуара, умение экономно и разумно использовать время, работа с артистами и т.д.) и творческий потенциал участника (умение мыслить).  

До работы на сцене у кандидата есть полчаса для разговора с артистами: по условиям, он может представить экспликацию, объяснить мотивацию, «разложить на пальцах» мизансцены, показать движения – но не репетировать. Замечу в скобках, что представители медиажюри (куда входила и автор этих строк) порой сомневались в чистоте соблюдения условий, но Дмитрий Бертман, идеолог состязания и председатель жюри, готов был поклясться в том, что репетиций не было. А уверенные движения артистов объяснил лишь одним: труппа его театра – от статиста до солиста – может все. С этим, кстати, не поспоришь, работать с артистами «Геликона» – счастье для постановщика, они не просто ловят мысли режиссера на лету и безукоризненно их воплощают, но и сверх того.

Анализируя работу участников, поражаешься, как ситуация на отечественном оперном рынке влияет и на них – начинающих режиссеров. Два года назад они искрили, эпатировали, бросали вызов, «зажигали». В этот раз идеи были преимущественно скучными и неинтересными, единственное, что обращает на себя внимание, – молодые люди пытаются работать с актером, сочинить психологический рисунок роли. Так, Филипп Разенков актрисе и себе, разумеется, ставит амбициозную задачу: сделать сцену письма из «Евгения Онегина», не сходя с места, стоять и петь, оперируя лишь голосом, руками, мимикой, жестами. И получилось! (За это – премия медиажюри.) Правда, только первый раздел, а вот как справится режиссер со всей этой продолжительной сценой (да и всем спектаклем), можно увидеть в Ижевском оперном театре, где Разенков служит главным режиссером. В дуэтном туре запомнился Павел Сорокин, который «зацепился» за идеи Андрия Жолдака в том же «Евгении Онегине», но развил их иначе. Его идея – показать духовное родство Татьяны и Ленского: под музыку вступления Сорокин «монтирует» сценки из детства и отрочества героев. Ольга красуется, Владимир смотрит на нее с обожанием, а Татьяна упивается его стихотворениями и складывает их в заветную папочку. Знаменитый дуэт на стихотворение Ленского одна сестра поет с восторгом, другая – обезьянничает, насмехаясь. Андрей Цветков-Толбин интереснее всего показался в финальном туре (в первом он огорошил тем, что Графине из «Пиковой дамы», как Христу, моют ноги, а во втором нерационально использовал время при работе с дуэтом из «Сильвы», зацепившись за детали, но упустив целое): сцену изнасилования Аксиньи он решил как мужскую вакханалию. Приз зрительских симпатий, кстати, тоже достался этому участнику.

А право на постановку (а эта награда, возможно, ценнее лауреатских дипломов) все-таки один из участников выиграл, правда, не из числа финалистов. Специальный приз Красноярского театра оперы и балета достался Сергею Новикову, директору департамента коммуникаций корпорации «Росатом». Наверное, поставит в Сибири оперу Джона Адамса «Доктор Атом», заодно и свои должностные обязанности исполнит.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
510
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
591
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
561
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
567

Другие новости