0
5471
Газета Культура Интернет-версия

28.05.2015 00:01:00

Зверь в апартаментах класса люкс

Тэги: музей, анатолий зверев, экспрессионизм


музей, анатолий зверев, экспрессионизм На открытии Музея АЗ на 2-й Тверской-Ямской. Фото автора

Музей АЗ – самый известный российский экспрессионист  Анатолий Зверев подписывал работы инициалами – уже отрепетировал свое открытие выставкой в Новом Манеже в 2014 году, уже вовсю издает книжки о художнике, а вот дату вернисажа тут все переносили и переносили. Наконец здание на 2-й Тверской-Ямской, 20–22, стр. 2, готово принять посетителей, хотя удовольствие это будет не из дешевых: всем, кроме детей до 7 лет, вход обойдется в 400 руб., чтобы посмотреть около 40 работ на первой выставке «АЗ – это Я как раз!» А дальше обещают изосериал – так здесь определили формат работы.

Войдя в музей, напичканный мультимедиа, оснащенный технологически и дизайнерски всем от стеклянного лифта до оставленных вдоль лестниц, как в каких-нибудь новомодных лофтах, стен красного кирпича, да еще с летней террасой-кафе на четвертом этаже, забываешь уже про свои впечатления, начиная гадать, как бы сострил по поводу всего этого ироничный и артистичный Зверев. Говорят ведь, что вот у Зверева, у его работ появился наконец стараниями гендиректора музея Наталии Опалевой и арт-директора Полины Лобачевской свой дом. Теперь картины и графику этого «снайперского рисовальщика», как про Зверева выразился его друг, художник-нонконформист Владимир Немухин, рисовальщика, для которого сам худпроцесс был, как сегодня бы сказали, перформансом: в дело шло все, что было под рукой, не только кисть-краски; он работал хоть свеклой, хоть гречкой, хоть спичкой и пальцами, – так вот все это теперь получило прописку в такой торжественной аранжировке.

Музей АЗ – частная инициатива, его еще в 2013-м основали Наталия Опалева и Полина Лобачевская, в основу положив коллекцию Опалевой (которая собирает искусство нонконформистов и в том числе Зверева больше 10 лет), к которой в том же году примкнул щедрый подарок в 700 с лишним зверевских произведений от Алики Костаки, дочери знаменитого коллекционера Георгия Костаки. Сейчас музейный фонд составляют 1500 работ – и Зверева и, в частности, около 500 вещей других нонконформистов. В 2012-м Опалева и Лобачевская впервые сделали вместе выставку Зверева в Новом Манеже, ну а сама Лобачевская с художником дружила давно, и показывала его в своей галерее, и была сокуратором большой ретроспективы, что прошла в Третьяковке еще в 1999 году. Но это – предыстория музея.

Дебютирует здание на 2-й Тверской-Ямской показом из разных коллекций под вывеской «АЗ – это Я как раз!». Он – это изображенные его узнаваемым почерком друзья и современники, от актера и балетмейстера Александра Румнева, который некогда в разрисовывавшем детские площадки в Сокольниках Звереве разглядел уникальность, до другого зверевского покровителя – Георгия Костаки и его дочерей, от Владимира Немухина до фотографа Игоря Пальмина. Портреты эти – лакмусовая бумага энергии зверевской работы: он делал их быстро, легко, делал словно между делом, поверх краски еще частенько что-то дорабатывая и процарапывая. Лица друзей и многочисленных «детуль», как он окрестил многих своих моделей-женщин, то проявляются, «выплывая» из размытых красочных затеков, то собираются из мозаики цветных (цвет он хорошо и свободно чувствовал) штрихов и закорючек: тут мазок, там – и вдруг ловишь не просто взмах бровей, ресниц, а взгляд, выражение лица. Здесь же есть целый цикл его портретов Оксаны Асеевой. Она, вдова поэта Николая Асеева, была старше Зверева без малого на 40 лет, но между художником, который к тому времени уже успел жениться, родить двоих детей (вот вам фломастерный портрет сына Миши с задумчивыми глазами и в коротком комбинезоне) и расстаться с Людмилой Назаровой, возникла нежная дружба. Эта нежность – и в портретах.

А мультимедийным фоном к зверевским экспрессиям идут фотографии – его современников, современников Асеевой и его самого, которого звали Зверем: бродяжничающий, водивший дружбу с зеленым змием, импровизирующий и на словах, и на бумаге, с лучистым взглядом, он умел быть, что называется, живым, не просто художником, а именно персонажем своего времени. Сюда, конечно, хорошо приходить тем, кто Зверева знает: совсем небольшая выставка сделана так, чтобы постараться создать, как теперь принято, атмосферу. Стены не стали утяжелять экспликациями, и информационная справка оставлена в буклете. А Зверевым, кстати, удобно начинать знакомство с современным искусством: нет накрученных сложностей и концептов, зато вот уж где видно, что такое работать по наитию!

Для музейной выставки 41 работа – немного. Можно было ждать и его анималистику, и, например, супрематические экзерсисы, чтобы сразу было больше зверевских граней. Но тут решили действовать по принципу «приходите чаще» (из-за небольшого пространства запись в музей будет вестись сеансами), обещая из Зверева сделать «изосериал» с ротацией показов каждые несколько месяцев. На ближайшие три года запланировано восемь выставок-серий, вторая будет как раз с животными, а третья – с женскими портретами, с «детулями» то есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На коллегии ФСБ Путин выступил за прагматизм во внешней политике

На коллегии ФСБ Путин выступил за прагматизм во внешней политике

Иван Родин

Президент поручил чекистам обеспечивать переговоры России и США вместе с дипломатами

0
1133
Эпидемия спа-салонов захватывает и Россию

Эпидемия спа-салонов захватывает и Россию

Ольга Соловьева

В мире повышается интерес к процедурам в учреждениях, не ограниченных жестким медицинским регулированием

0
1045
Кандидатов в федеральные судьи отправляют на СВО

Кандидатов в федеральные судьи отправляют на СВО

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Карьерный лифт в новую российскую элиту быстро наполняется желающими

0
1122
Россия проведет Арктический форум вместо Арктического совета

Россия проведет Арктический форум вместо Арктического совета

Михаил Сергеев

Соединенные Штаты продолжают жестко контролировать распространение технологий добычи на глубоководном шельфе

0
1214

Другие новости