0
6872
Газета Культура Интернет-версия

20.05.2015 12:02:00

Лев Додин восстановил свой легендарный спектакль «Братья и сестры»

Тэги: премьера, спектакль, театр


Как и тридцать лет назад, премьера сценической дилогии «Братьев и сестер» по прозе Федора Абрамова состоялась в мае. Версия 2015 посвящена70-летию Победы. Легендарный спектакль, покоривший мир, возродился в новом, молодежном составе. Это не ремейк, не копия прежнего спектакля, но новое прочтение прозы Абрамова, воплощенное другим актерским поколением, отличным от прежнего многим, включая отношение к прошлому и к истории Отечественной войны.

Четкая графическая режиссура Льва Додина и сценография Эдуарда Кочергина, исполненная в дереве, воспринимается как единое целое. В этой среде обитания протекает нелегкая жизнь жителей Пекашино в военные и первые послевоенные годы.

Ряд прежних участников играет других персонажей, внося в атмосферу дыхание того, удивительного по своей духовной напряженности спектакля.

Несравненная Лизка (Наталья Акимова) - теперь Татьяна Пряслина. Актриса дает камертон новым исполнителям Михаила и Лизки. Галина Филимонова, передав свою прежнюю роль молодой актрисе Дане Абызовой, с присущей ей силой и юмором играет старейшую жительницу Пекашина староверку Марфу. Татьяна Рассказова теперь Пелагея Лобанова. Значение их участия переоценить трудно. Новые исполнители, как и прежние, побывали в деревне Веркола, общались с прототипами абрамовских героев, которым поименно театр вынес благодарность. Молодым актерам приходится нелегко: их сравнивают с первыми исполнителями и не в их пользу. Это несправедливо, потому что это не вводы в прежний спектакль. Додин поставил новый спектакль в новую эпоху, руководствуясь принципом историзма. Многое бережно сохранено:

характерный северный говор, обилие песен и частушек, танцы и свадебный обряд. Но спектакль не стал этнографическим, в нем ощущается живое дыхание, и это заслуга новых исполнителей

Не приходится спорить, что Михаила Пряслина (Петр Семак), Егоршу (Сергей Власов), Анфису Петровну (Татьяна Шестакова) и многих других зрители полюбили всей душой, их воспринимали не как актеров, но как героев Абрамова. Спектакль, сыгранный в честь 30-летнего юбилея, это доказал.

Идея Льва Додина возродить спектакль художественно точна и благородна. Мы пережили десятилетия цинизма, откровенной лжи, и с этим не покончено. Новому поколению с переписыванием истории, забвением ее лучших страниц жить непросто. Возвращение спектакля – это возвращение к высоким традициям русского театра с его гражданским накалом, сегодня изгнанным из театра. И эта задача легла на актеров нового поколения. Михаил Пряслин (Евгений Санников) остается по-прежнему центром спектакля. Актер точно передает крестьянскую сущность своего героя не только внешне, но внутренне. Он любит землю, свой нелегкий труд. Вся его коренастая фигура, твердо стоящая на земле, говорит о его надежности и ответственности. Актеру пока еще не хватается душевной тонкости. Она должна проявляться по отношению к матери, сестрам, младшим братьям. Он не только добытчик и кормилец, у него большое сердце. В сценах с Варварой не хватает нежности. Однако в двух важнейших метафорических сценах он точен. В первой части, вернувшись с лесозаготовок, он привозит в дом хлеб. Младшие в глаза не видели хлеба. Он ломает буханку и медленно передает матери, сестрам и братьям. Эта ритуальная сцена: Михаил-Санников вырастает до сказочного богатыря. Во второй части хлеб раздает вернувшийся с фронта отец, молодой и веселый (Семен Шигин). Это сон Михаила. Сновидческий эпизод мастерски выстроен Додиным: вся семья в сборе, и любимая Варвара вошла в семью Пряслиных. Эта сцена невольно вызывает слезы, контрастируя со сценами из «Кубанских казаков», которых завороженно смотрят пекашинцы. Чистая мечта Михаила, воплотившаяся в сне, и разудалая лживая агитка!

В новом спектакле переосмыслены образы Лизки (Дарья Румянцева) и Егорши (Евгений Серзин). Они стали ближе к персонажам Абрамова. Прежде они вносили романтическую ноту: в суровую жизнь врывалась струя нездешней жизни, вызывая чистую радость. Теперь в Лизке чувствуется пряслинская порода: жертвенность. Она выходит замуж за непутевого Егоршу ради семьи ради купленной Егоршей коровы. Младшие и мать будут обеспечены молоком. Егорша оторвался от корней, превратился в перекати-поле. Лизка остается Пряслиной, верной лучшим семейным традициям.

Однако верность традициям испортили жизнь Михаилу, не дав соединиться с красавицей Варварой. В Варваре (Елизавета Боярская), плясунье и певунье, не лезущей в карман за острым словом, воплотилась красота и сила русской женщины. Судьба обошла ее: муж погиб на войне, с Михаилом ее разлучили, но она сохранила душевную щедрость и великодушие. Запоминается ночная сцена Варвары и Анфисы (Ирина Тычинина), приехавшей узнать об арестованном муже. Анфиса, председатель колхоза, работавшая не за страх, а за совесть с самые трудные годы, из лучших чувств поломала жизнь Варвары, отправив ее в город. Теперь Анфиса нашла приют у нее. Две подруги, две женщины с поломанными судьбами исповедуются друг другу. Эта короткая сцена вносит в эпическое полотно щемящую лирическую ноту, раскрывая душу обеих женщин.

В спектакле есть серьезные актерские работы, о которых хотелось бы написать больше. Лукашин (Олег Рязанцев), фронтовик, бессребреник, всего себя отдающий работе и людям на нелегком посту председателя; неистовый правдолюбец Петр Житов (Артур Козин), Дарья Кропотова (Наталья Калинина); Александра Дурынина (Екатерина Клеопина), Филя -пастух (Станислав Ткаченко) и другие.

«Братья и сестры» - многофигурное полотно, ансамблевый спектакль, в котором нет массовки, есть люди, принадлежащие истории, которым спектакль подарил бессмертие.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1682
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1693
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1435
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
888

Другие новости