Как и тридцать лет назад, премьера сценической дилогии «Братьев и сестер» по прозе Федора Абрамова состоялась в мае. Версия 2015 посвящена70-летию Победы. Легендарный спектакль, покоривший мир, возродился в новом, молодежном составе. Это не ремейк, не копия прежнего спектакля, но новое прочтение прозы Абрамова, воплощенное другим актерским поколением, отличным от прежнего многим, включая отношение к прошлому и к истории Отечественной войны.
Четкая графическая режиссура Льва Додина и сценография Эдуарда Кочергина, исполненная в дереве, воспринимается как единое целое. В этой среде обитания протекает нелегкая жизнь жителей Пекашино в военные и первые послевоенные годы.
Ряд прежних участников играет других персонажей, внося в атмосферу дыхание того, удивительного по своей духовной напряженности спектакля.
Несравненная Лизка (Наталья Акимова) - теперь Татьяна Пряслина. Актриса дает камертон новым исполнителям Михаила и Лизки. Галина Филимонова, передав свою прежнюю роль молодой актрисе Дане Абызовой, с присущей ей силой и юмором играет старейшую жительницу Пекашина староверку Марфу. Татьяна Рассказова теперь Пелагея Лобанова. Значение их участия переоценить трудно. Новые исполнители, как и прежние, побывали в деревне Веркола, общались с прототипами абрамовских героев, которым поименно театр вынес благодарность. Молодым актерам приходится нелегко: их сравнивают с первыми исполнителями и не в их пользу. Это несправедливо, потому что это не вводы в прежний спектакль. Додин поставил новый спектакль в новую эпоху, руководствуясь принципом историзма. Многое бережно сохранено:
характерный северный говор, обилие песен и частушек, танцы и свадебный обряд. Но спектакль не стал этнографическим, в нем ощущается живое дыхание, и это заслуга новых исполнителей
Не приходится спорить, что Михаила Пряслина (Петр Семак), Егоршу (Сергей Власов), Анфису Петровну (Татьяна Шестакова) и многих других зрители полюбили всей душой, их воспринимали не как актеров, но как героев Абрамова. Спектакль, сыгранный в честь 30-летнего юбилея, это доказал.
Идея Льва Додина возродить спектакль художественно точна и благородна. Мы пережили десятилетия цинизма, откровенной лжи, и с этим не покончено. Новому поколению с переписыванием истории, забвением ее лучших страниц жить непросто. Возвращение спектакля – это возвращение к высоким традициям русского театра с его гражданским накалом, сегодня изгнанным из театра. И эта задача легла на актеров нового поколения. Михаил Пряслин (Евгений Санников) остается по-прежнему центром спектакля. Актер точно передает крестьянскую сущность своего героя не только внешне, но внутренне. Он любит землю, свой нелегкий труд. Вся его коренастая фигура, твердо стоящая на земле, говорит о его надежности и ответственности. Актеру пока еще не хватается душевной тонкости. Она должна проявляться по отношению к матери, сестрам, младшим братьям. Он не только добытчик и кормилец, у него большое сердце. В сценах с Варварой не хватает нежности. Однако в двух важнейших метафорических сценах он точен. В первой части, вернувшись с лесозаготовок, он привозит в дом хлеб. Младшие в глаза не видели хлеба. Он ломает буханку и медленно передает матери, сестрам и братьям. Эта ритуальная сцена: Михаил-Санников вырастает до сказочного богатыря. Во второй части хлеб раздает вернувшийся с фронта отец, молодой и веселый (Семен Шигин). Это сон Михаила. Сновидческий эпизод мастерски выстроен Додиным: вся семья в сборе, и любимая Варвара вошла в семью Пряслиных. Эта сцена невольно вызывает слезы, контрастируя со сценами из «Кубанских казаков», которых завороженно смотрят пекашинцы. Чистая мечта Михаила, воплотившаяся в сне, и разудалая лживая агитка!
В новом спектакле переосмыслены образы Лизки (Дарья Румянцева) и Егорши (Евгений Серзин). Они стали ближе к персонажам Абрамова. Прежде они вносили романтическую ноту: в суровую жизнь врывалась струя нездешней жизни, вызывая чистую радость. Теперь в Лизке чувствуется пряслинская порода: жертвенность. Она выходит замуж за непутевого Егоршу ради семьи ради купленной Егоршей коровы. Младшие и мать будут обеспечены молоком. Егорша оторвался от корней, превратился в перекати-поле. Лизка остается Пряслиной, верной лучшим семейным традициям.
Однако верность традициям испортили жизнь Михаилу, не дав соединиться с красавицей Варварой. В Варваре (Елизавета Боярская), плясунье и певунье, не лезущей в карман за острым словом, воплотилась красота и сила русской женщины. Судьба обошла ее: муж погиб на войне, с Михаилом ее разлучили, но она сохранила душевную щедрость и великодушие. Запоминается ночная сцена Варвары и Анфисы (Ирина Тычинина), приехавшей узнать об арестованном муже. Анфиса, председатель колхоза, работавшая не за страх, а за совесть с самые трудные годы, из лучших чувств поломала жизнь Варвары, отправив ее в город. Теперь Анфиса нашла приют у нее. Две подруги, две женщины с поломанными судьбами исповедуются друг другу. Эта короткая сцена вносит в эпическое полотно щемящую лирическую ноту, раскрывая душу обеих женщин.
В спектакле есть серьезные актерские работы, о которых хотелось бы написать больше. Лукашин (Олег Рязанцев), фронтовик, бессребреник, всего себя отдающий работе и людям на нелегком посту председателя; неистовый правдолюбец Петр Житов (Артур Козин), Дарья Кропотова (Наталья Калинина); Александра Дурынина (Екатерина Клеопина), Филя -пастух (Станислав Ткаченко) и другие.
«Братья и сестры» - многофигурное полотно, ансамблевый спектакль, в котором нет массовки, есть люди, принадлежащие истории, которым спектакль подарил бессмертие.