0
18474
Газета Культура Интернет-версия

30.04.2015 00:01:00

Семейные истории на полях Великой Отечественной

Тэги: татарстан, театр, великая отечественная война


Сцена из спектакля «Пролетный гусь».	Фото Екатерины Цветковой/PhotoXPress.ru
Сцена из спектакля «Пролетный гусь». Фото Екатерины Цветковой/PhotoXPress.ru

Вот – новость. Татарстанское отделение КПРФ распространило обращение главы фракции Хафиза Миргалимова в адрес прокурора республики Илдуса Нафикова с просьбой провести проверку постановки оперы «Джалиль», которая идет на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета (ТАГТОиБ) им. М. Джалиля с 2011 года, и «при необходимости принять меры прокурорского реагирования», сообщает TatCenter. Миргалимов, который слушал эту оперу 23 февраля 2015 года, утверждает, что в одной из сцен «сравниваются И.В. Сталин и Адольф Гитлер», проводится «прямая параллель... между советским строем и нацизмом». Такие сравнения, по словам коммуниста, исходят от «бесконтрольного «творчества художника» и «ведут к подрыву исторической роли» страны в Великой Отечественной войне. «Это плевок в сторону многонационального народа России накануне праздника – 70-летия Великой Победы», – говорится в запросе.

Кроме того, в своем обращении Хафиз Миргалимов ссылается на ст. 20.3 КоАП РФ, которая запрещает публичную демонстрацию нацистской атрибутики. К запросу он прилагает снимок с изображением свастики, сделанный во время просмотра постановки.

В этой истории самое интересное то, что премьера спектакля состоялась в сентябре 2011 года. Тем не менее республиканский Минкульт уже откликнулся на обращение бдительного коммуниста, поскольку по закону обязан реагировать на все обращения граждан. Но в данном случае оскорбленными политическими чувствами решили пренебречь: «В одной из сцен спектакля «Джалиль» на короткое время на задник сцены проецируются фотографии И.В. Сталина и А. Гитлера. Данная проекция символизирует противоборство двух главных сил во Второй мировой войне – Советского Союза в образе Сталина и фашистской Германии в образе Гитлера… Подобный прием (обозначение какого-либо понятия, явления, идеи через определенный узнаваемый знак, символ, в данном случае образы руководителей двух государств) широко используется в театральном искусстве», – говорится в письме Министерства культуры Татарстана.

Военная тема в сегодняшней России – одна из самых чувствительных, недаром же специальные историки читают и перечитывают все киносценарии «про войну» и то и дело обнаруживают в них несоответствия исторической правде. То, что правда сложнее любых суженных представлений о ней, сегодня говорить не принято. Правда снова одна, а абстрактный гуманизм, как когда-то, – выдумка буржуазии… 

С этой – гуманистической – точки зрения любопытно присмотреться к тем московским спектаклям, которые так или иначе рассказывают о Великой Отечественной войне. 

Специально приуроченных премьер, кстати, несмотря на необычайную, отчасти даже пугающую округлость даты – 70-летие Победы, – совсем немного, приходится буквально наскребать по сусекам. «Жизнь одна» в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) – спектакль по военной и околовоенной прозе Вячеслава Кондратьева и Варлама Шаламова, «Ленинградка» в Академическом театре кукол имени С.В. Образцова, новая редакция «Веры, Надежды, Любви» в Et Cetera… Сюда же можно подтянуть и недавно вышедший в Губернском театре «Бесконечный апрель», где жизнь героя ленинградской квартиры обозревается на протяжении всей его долгой жизни, захватывая в том числе и блокадные вёсны, в этих сценах герой в исполнении Андрея Ильина запоминается особенно. 

С другой стороны, театр живет не одними премьерами, и стоит ли судить кого-либо за то, что, уже имея в своем репертуаре одну или даже две достойные работы о войне, не стали отчитываться еще специальной датской премьерой? В МХТ, например, держится, не сходит с афиши «Пролетный гусь» – одна из первых премьер табаковского правления, впервые сыгранная в 2002 году и давшая старт целому направлению в сегодняшнем московском театре, теперь уже – московских театрах, речь – о внимательном чтении современной отечественной и зарубежной, а также русской классической прозы, чем с большим или меньшим успехом занимается Марина Брусникина. Но «Пролетный гусь» – успех настоящий, победа одновременно и искренности, и театра. Спектакль, помимо прочего ознаменовавший выход не одного-двух молодых актеров, а нового мхатовского поколения. Неравнодушный к военной теме Табаков спустя годы, в 2010-м, усилил военную составляющую афиши еще одним спектаклем по прозе Астафьева – «Прокляты и убиты», который поставил уже Виктор Рыжаков, еще одна суровая правда, как сказал об этом романе сам Астафьев, – «моя правда о войне». И это очень верное и важное замечание, поскольку уж у тех, кто воевал, есть такое право – на свою правду. 

Один из самых неравнодушных к памятным датам – РАМТ, где режиссер Владимир Богатырев соединил, казалось бы, несоединимое – лейтенантскую прозу Кондратьева и страшные «Колымские рассказы» Шаламова, такую вот разную, но одинаково тяжелую, трудную правду. Сразу вспомнилось, как лет 10 назад к майским праздникам РАМТ приурочил премьеру пьесы Евгения Шварца «Одна ночь» – бытовую, семейную, очень домашнюю, лишенную какого бы то ни было пафоса историю ленинградской блокады. 

Тогда, кстати, появилось ощущение, что – во всяком случае, в театре – рождается новая тенденция в том, что касается интереса к военной теме: к переносу центра тяжести на домашние и семейные истории, от «лейтенантской прозы» – к новой правде, рассказывающей о жизни в тылу или даже после Победы, как это было в спектакле Юрия Ерёмина «Семья Иванова» в Театре им. Пушкина. В эту линию естественно вошли и многие недавние спектакли по пьесе «Фронтовичка» Анны Батуриной. К нынешнему юбилею Победы ее ставят, например, в Улан-Удэ. 

Интересно, что лидерами по «числу заходов» на военную территорию оказываются театры, традиционно считающиеся детскими или детскими по преимуществу: в Театре Образцова Борис Константинов только-только выпустил «Ленинградку», героическая тема, убедил нас Резо Габриадзе своим «Сталинградом», Театру кукол нисколько не противопоказана. Целых два спектакля в майские дни показывают в Театре им. Н.И. Сац – оперу Флярковского «Сына полка» и хореографические фантазии на музыку Валерия Гаврилина «Письма с фронта». 

Война, которую показывают сегодня в театре, – другая, не та, которая могла, к примеру, поразить и стать сенсацией в тогдашней театральной Москве, как когда-то премьера Театра на Таганке «Павшие или живые», а до того войти в круг главных театральных событий прошлого столетия, как первый спектакль «Современника» «Вечно живые», а потом – легендарный спектакль Галины Волчек «Эшелон». Война уходит в прошлое, на смену песням об отцах и дедах приходят новые: «Прадедушка, прадедушка, он всю прошел войну…»

А еще я думаю вот о чем: один из самых пронзительных среди все-таки многих московских спектаклей о войне – это «Одна абсолютно счастливая деревня», спектакль Петра Фоменко по роману Бориса Вахтина о любви замужней крестьянки к выданному ей в помощники по хозяйству, вроде как рабочий инвентарь, пленному немцу, сегодня ведь мог и не выйти. Ну, в свете очередной истории с казанской оперой «Джалиль». Премьеру сыграли в июне 2000 года, с тех пор – не попасть. Правда, ни в апрельской, ни в майской, ни в июньской афишах его нет. Но, слава богу, совсем не по политическим причинам.   .  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ лидирует в гонке инертных анодов

РУСАЛ лидирует в гонке инертных анодов

Владимир Полканов

Собственная разработка компании позволила получить сверхчистый алюминий

0
983
Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Геннадий Петров

Избранному президенту США пообещали кадровые проблемы, но в перспективе

0
1862
Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Владимир Мухин

ЕС демонстрирует намерение поддерживать Киев финансами, боеприпасами, техникой и технологиями

0
2465
Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Дарья Гармоненко

Согласно соцопросу, в "правящую элиту" также входят Илья Муромец и Василиса Премудрая

0
1989

Другие новости