0
18453
Газета Культура Интернет-версия

30.04.2015 00:01:00

Семейные истории на полях Великой Отечественной

Тэги: татарстан, театр, великая отечественная война


Сцена из спектакля «Пролетный гусь».	Фото Екатерины Цветковой/PhotoXPress.ru
Сцена из спектакля «Пролетный гусь». Фото Екатерины Цветковой/PhotoXPress.ru

Вот – новость. Татарстанское отделение КПРФ распространило обращение главы фракции Хафиза Миргалимова в адрес прокурора республики Илдуса Нафикова с просьбой провести проверку постановки оперы «Джалиль», которая идет на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета (ТАГТОиБ) им. М. Джалиля с 2011 года, и «при необходимости принять меры прокурорского реагирования», сообщает TatCenter. Миргалимов, который слушал эту оперу 23 февраля 2015 года, утверждает, что в одной из сцен «сравниваются И.В. Сталин и Адольф Гитлер», проводится «прямая параллель... между советским строем и нацизмом». Такие сравнения, по словам коммуниста, исходят от «бесконтрольного «творчества художника» и «ведут к подрыву исторической роли» страны в Великой Отечественной войне. «Это плевок в сторону многонационального народа России накануне праздника – 70-летия Великой Победы», – говорится в запросе.

Кроме того, в своем обращении Хафиз Миргалимов ссылается на ст. 20.3 КоАП РФ, которая запрещает публичную демонстрацию нацистской атрибутики. К запросу он прилагает снимок с изображением свастики, сделанный во время просмотра постановки.

В этой истории самое интересное то, что премьера спектакля состоялась в сентябре 2011 года. Тем не менее республиканский Минкульт уже откликнулся на обращение бдительного коммуниста, поскольку по закону обязан реагировать на все обращения граждан. Но в данном случае оскорбленными политическими чувствами решили пренебречь: «В одной из сцен спектакля «Джалиль» на короткое время на задник сцены проецируются фотографии И.В. Сталина и А. Гитлера. Данная проекция символизирует противоборство двух главных сил во Второй мировой войне – Советского Союза в образе Сталина и фашистской Германии в образе Гитлера… Подобный прием (обозначение какого-либо понятия, явления, идеи через определенный узнаваемый знак, символ, в данном случае образы руководителей двух государств) широко используется в театральном искусстве», – говорится в письме Министерства культуры Татарстана.

Военная тема в сегодняшней России – одна из самых чувствительных, недаром же специальные историки читают и перечитывают все киносценарии «про войну» и то и дело обнаруживают в них несоответствия исторической правде. То, что правда сложнее любых суженных представлений о ней, сегодня говорить не принято. Правда снова одна, а абстрактный гуманизм, как когда-то, – выдумка буржуазии… 

С этой – гуманистической – точки зрения любопытно присмотреться к тем московским спектаклям, которые так или иначе рассказывают о Великой Отечественной войне. 

Специально приуроченных премьер, кстати, несмотря на необычайную, отчасти даже пугающую округлость даты – 70-летие Победы, – совсем немного, приходится буквально наскребать по сусекам. «Жизнь одна» в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) – спектакль по военной и околовоенной прозе Вячеслава Кондратьева и Варлама Шаламова, «Ленинградка» в Академическом театре кукол имени С.В. Образцова, новая редакция «Веры, Надежды, Любви» в Et Cetera… Сюда же можно подтянуть и недавно вышедший в Губернском театре «Бесконечный апрель», где жизнь героя ленинградской квартиры обозревается на протяжении всей его долгой жизни, захватывая в том числе и блокадные вёсны, в этих сценах герой в исполнении Андрея Ильина запоминается особенно. 

С другой стороны, театр живет не одними премьерами, и стоит ли судить кого-либо за то, что, уже имея в своем репертуаре одну или даже две достойные работы о войне, не стали отчитываться еще специальной датской премьерой? В МХТ, например, держится, не сходит с афиши «Пролетный гусь» – одна из первых премьер табаковского правления, впервые сыгранная в 2002 году и давшая старт целому направлению в сегодняшнем московском театре, теперь уже – московских театрах, речь – о внимательном чтении современной отечественной и зарубежной, а также русской классической прозы, чем с большим или меньшим успехом занимается Марина Брусникина. Но «Пролетный гусь» – успех настоящий, победа одновременно и искренности, и театра. Спектакль, помимо прочего ознаменовавший выход не одного-двух молодых актеров, а нового мхатовского поколения. Неравнодушный к военной теме Табаков спустя годы, в 2010-м, усилил военную составляющую афиши еще одним спектаклем по прозе Астафьева – «Прокляты и убиты», который поставил уже Виктор Рыжаков, еще одна суровая правда, как сказал об этом романе сам Астафьев, – «моя правда о войне». И это очень верное и важное замечание, поскольку уж у тех, кто воевал, есть такое право – на свою правду. 

Один из самых неравнодушных к памятным датам – РАМТ, где режиссер Владимир Богатырев соединил, казалось бы, несоединимое – лейтенантскую прозу Кондратьева и страшные «Колымские рассказы» Шаламова, такую вот разную, но одинаково тяжелую, трудную правду. Сразу вспомнилось, как лет 10 назад к майским праздникам РАМТ приурочил премьеру пьесы Евгения Шварца «Одна ночь» – бытовую, семейную, очень домашнюю, лишенную какого бы то ни было пафоса историю ленинградской блокады. 

Тогда, кстати, появилось ощущение, что – во всяком случае, в театре – рождается новая тенденция в том, что касается интереса к военной теме: к переносу центра тяжести на домашние и семейные истории, от «лейтенантской прозы» – к новой правде, рассказывающей о жизни в тылу или даже после Победы, как это было в спектакле Юрия Ерёмина «Семья Иванова» в Театре им. Пушкина. В эту линию естественно вошли и многие недавние спектакли по пьесе «Фронтовичка» Анны Батуриной. К нынешнему юбилею Победы ее ставят, например, в Улан-Удэ. 

Интересно, что лидерами по «числу заходов» на военную территорию оказываются театры, традиционно считающиеся детскими или детскими по преимуществу: в Театре Образцова Борис Константинов только-только выпустил «Ленинградку», героическая тема, убедил нас Резо Габриадзе своим «Сталинградом», Театру кукол нисколько не противопоказана. Целых два спектакля в майские дни показывают в Театре им. Н.И. Сац – оперу Флярковского «Сына полка» и хореографические фантазии на музыку Валерия Гаврилина «Письма с фронта». 

Война, которую показывают сегодня в театре, – другая, не та, которая могла, к примеру, поразить и стать сенсацией в тогдашней театральной Москве, как когда-то премьера Театра на Таганке «Павшие или живые», а до того войти в круг главных театральных событий прошлого столетия, как первый спектакль «Современника» «Вечно живые», а потом – легендарный спектакль Галины Волчек «Эшелон». Война уходит в прошлое, на смену песням об отцах и дедах приходят новые: «Прадедушка, прадедушка, он всю прошел войну…»

А еще я думаю вот о чем: один из самых пронзительных среди все-таки многих московских спектаклей о войне – это «Одна абсолютно счастливая деревня», спектакль Петра Фоменко по роману Бориса Вахтина о любви замужней крестьянки к выданному ей в помощники по хозяйству, вроде как рабочий инвентарь, пленному немцу, сегодня ведь мог и не выйти. Ну, в свете очередной истории с казанской оперой «Джалиль». Премьеру сыграли в июне 2000 года, с тех пор – не попасть. Правда, ни в апрельской, ни в майской, ни в июньской афишах его нет. Но, слава богу, совсем не по политическим причинам.   .  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1148
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
1790
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1129
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1185

Другие новости