Lombard Twins на фестивале Dance Open-2015. Фото РИА Новости
Чтобы в кризис провести один из старейших в России фестивалей балета, пришлось отменить помпезную церемонию вручения премии Dance Open. Слишком дороги оказались уникальные призы (хрустальные реплики со слепка ноги Анны Павловой) и гламурная тусовка, которая ежегодно проходила в Мраморном зале Российского Этнографического музея, собирая весь звездный северостоличный бомонд.
Традиционные мастер-классы педагогов Вагановской академии и Мариинского театра между тем не отменили. Они, как всегда, собрали юных участников со всего света. Средств на приглашение балетных звезд тоже не пожалели, сохранив высокий профессиональный статус фестиваля и в очередной раз подарив публике немало сюрпризов.
В афишу Dance Open-2015 вошли программа одноактных балетов Нидерландского театра танца (NDT) Back to Bach, триумфатор «Золотой маски» – «Укрощение строптивой» (Большой театр). Но главной сенсацией стали гастроли Венского государственного балета. Труппа, которой без семи лет четыре столетия, в России никогда не бывала. Однако это очень своевременный приезд не просто потому, что он – первый. Wiener Staatsballett – наглядный пример плодотворной и эффективной широты взглядов. То, что труппа интернациональна, сегодня никого не удивляет, к этому в балетном мире давно привыкли. В назидание миру вообще танцующий социум умеет вобрать все краски, не растворяя их, а творчески претворяя в новые и новые миры. Почтенная венская труппа всегда была адептом академизма, так что вполне логично было приглашение на пост худрука Манюэля Легри, всесветно знаменитого премьера другого оплота классики – Парижской оперы. А в результате репертуар пополняют не только сочинения корифеев всех веков, от Мариуса Петипа до Дэвида Доусона, но и опыты совсем юных. Приобщение к актуальным идеям и техникам не сокрушает накопленного за четыре века, не оскверняет священных имен, некогда тесно связанных с австрийской труппой и таких же продвинутых для своего времени Новерра, Перро или Марии Тальони.
В Петербург тем не менее венцы привезли не радикалов, а тех, кто скорее олицетворяет собой преемственность поколений, демонстрируя способность переосмыслить и творчески развить уроки мэтров. Это по крайней мере касается авторов двух из тройчатки составивших фестивальный вечер одноактных балетов.
Американка Хэлен Пикетт более 10 лет танцевала во Франкфуртском балете Уильяма Форсайта, а ныне преподает технологию его импровизации. В собственной хореографии от этого наследства тоже не отказывается. Форсайтовы мотивы, правда без его вызова и хлесткости, органично вошли в поэтичную картину мира, которую хореограф создала в балете «Сумерки» на музыку Филипа Гласса, Рави Шанкара и др.
Уроженка Братиславы Наталия Хоречна восемь лет танцевала в Гамбурге, шесть – в NDT. У Джона Ноймайера, должно быть, переняла пристрастие к философским темам и танцевальным трактовкам литературы, а в NDT – юмор (подчас черный) и бесстрашие в смешении жанров и стилистик. Свой балет «Обратный отсчет» на музыку Джорджа Крама, Макса Рихтера и др. она поставила по бестселлеру знаменитого гипнотерапевта Майкла Ньютона «Путешествие души» и все же слегка путалась в дозировке патетики и иронии, рассказывая историю жизни после смерти.
Более других участников знаком российской публике Патрик де Бана, экс-премьер Мориса Бежара и Начо Дуато. Но своих учителей он совсем не напоминал. И свидетельствовало это вовсе не о самобытности его «Игр ветра». В безмолвном искусстве танца особенно видно, когда постановщику нечего сказать. Гиперактивными становятся руки, навязчиво однообразными прыжки и вращения. Много пафоса. Очень много наигрыша. Жаль, что только это навеяла хореографу музыка Петра Чайковского.
Финальной точкой фестиваля, как обычно, стал грандиозный гала, представивший в концертных номерах едва ли не всю историю мирового балета – от Августа Бурнонвиля до Уэйна Макгрегора, от Василия Вайнонена до Юрия Посохова. На сцене Александринского театра выступили гости из Ковент Гарден, Балета Сан-Франциско, ABT, NDT, Датского королевского и Гамбургского балетов, Большого, Мариинского и Михайловского театров.
Всякий раз устроители Dance Open отыскивают по всему миру танцевальную, но не балетную сенсацию. В этом году зажигали Братья Ломбард (Lombard Twins). Поклонники Майкла Джексона, партнеры «отца фанка» Джеймса Брауна и «короля мамбо» Тито Пуэнте, прославившиеся в фильмах «Шаг вперед 3D» и «Шаг вперед: все или ничего», близнецы из Аргентины показали фрагмент своей программы «Ломбарды танцуют Пьяццолу», выдав такую чечетку с мотивами танцев аргентинских гаучо, что полный зал завзятых балетоманов с фанатским драйвом пел и подхватывал завораживающий ритм. Гвоздем же собственно балетной программы стала пара из Норвежского национального балета – Йоланда Корреа и дебютант фестиваля Осиэль Гунео, выученики кубинской балетной школы. Балерина с фантастическим многосекундным апломбом и скульптурно сложенный танцовщик с невероятным прыжком переиграли даже по обыкновению демонстрировавшего гладиаторскую мощь Ивана Васильева и с полным правом венчали гала, исполнив па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда».