0
6103
Газета Культура Интернет-версия

30.04.2015 00:01:00

Гламуром пожертвовали ради искусства

Тэги: балет, фестиваль


балет, фестиваль Lombard Twins на фестивале Dance Open-2015. Фото РИА Новости

Чтобы в кризис провести один из старейших в России фестивалей балета, пришлось отменить помпезную церемонию вручения премии Dance Open. Слишком дороги оказались уникальные призы (хрустальные реплики со слепка ноги Анны Павловой) и гламурная тусовка, которая ежегодно проходила в Мраморном зале Российского Этнографического музея, собирая весь звездный северостоличный бомонд.

Традиционные мастер-классы педагогов Вагановской академии и Мариинского театра между тем не отменили. Они, как всегда, собрали юных участников со всего света. Средств на приглашение балетных звезд тоже не пожалели, сохранив высокий профессиональный статус фестиваля и в очередной раз подарив публике немало сюрпризов.

В афишу Dance Open-2015 вошли программа одноактных балетов Нидерландского театра танца (NDT) Back to Bach, триумфатор «Золотой маски» – «Укрощение строптивой» (Большой театр). Но главной сенсацией стали гастроли Венского государственного балета. Труппа, которой без семи лет четыре столетия, в России никогда не бывала. Однако это очень своевременный приезд не просто потому, что он – первый. Wiener Staatsballett – наглядный пример плодотворной и эффективной широты взглядов. То, что труппа интернациональна, сегодня никого не удивляет, к этому в балетном мире давно привыкли. В назидание миру вообще танцующий социум умеет вобрать все краски, не растворяя их, а творчески претворяя в новые и новые миры. Почтенная венская труппа всегда была адептом академизма, так что вполне логично было приглашение на пост худрука Манюэля Легри, всесветно знаменитого премьера другого оплота классики – Парижской оперы. А в результате репертуар пополняют не только сочинения корифеев всех веков, от Мариуса Петипа до Дэвида Доусона, но и опыты совсем юных. Приобщение к актуальным идеям и техникам не сокрушает накопленного за четыре века, не оскверняет священных имен, некогда тесно связанных с австрийской труппой и таких же продвинутых для своего времени Новерра, Перро или Марии Тальони.

В Петербург тем не менее венцы привезли не радикалов, а тех, кто скорее олицетворяет собой преемственность поколений, демонстрируя способность переосмыслить и творчески развить уроки мэтров. Это по крайней мере касается авторов двух из тройчатки составивших фестивальный вечер одноактных балетов.

Американка Хэлен Пикетт более 10 лет танцевала во Франкфуртском балете Уильяма Форсайта, а ныне преподает технологию его импровизации. В собственной хореографии от этого наследства тоже не отказывается. Форсайтовы мотивы, правда без его вызова и хлесткости, органично вошли в поэтичную картину мира, которую хореограф создала в балете «Сумерки» на музыку Филипа Гласса, Рави Шанкара и др.

Уроженка Братиславы Наталия Хоречна восемь лет танцевала в Гамбурге, шесть – в NDT. У Джона Ноймайера, должно быть, переняла пристрастие к философским темам и танцевальным трактовкам литературы, а в NDT – юмор (подчас черный) и бесстрашие в смешении жанров и стилистик. Свой балет «Обратный отсчет» на музыку Джорджа Крама, Макса Рихтера и др. она поставила по бестселлеру знаменитого гипнотерапевта Майкла Ньютона «Путешествие души» и все же слегка путалась в дозировке патетики и иронии, рассказывая историю жизни после смерти.

Более других участников знаком российской публике Патрик де Бана, экс-премьер Мориса Бежара и Начо Дуато. Но своих учителей он совсем не напоминал. И свидетельствовало это вовсе не о самобытности его «Игр ветра». В безмолвном искусстве танца особенно видно, когда постановщику нечего сказать. Гиперактивными становятся руки, навязчиво однообразными прыжки и вращения. Много пафоса. Очень много наигрыша. Жаль, что только это навеяла хореографу музыка Петра Чайковского.

Финальной точкой фестиваля, как обычно, стал грандиозный гала, представивший в концертных номерах едва ли не всю историю мирового балета – от Августа Бурнонвиля до Уэйна Макгрегора, от Василия Вайнонена до Юрия Посохова. На сцене Александринского театра выступили гости из Ковент Гарден, Балета Сан-Франциско, ABT, NDT, Датского королевского и Гамбургского балетов, Большого, Мариинского и Михайловского театров.

Всякий раз устроители Dance Open отыскивают по всему миру танцевальную, но не балетную сенсацию. В этом году зажигали Братья Ломбард (Lombard Twins). Поклонники Майкла Джексона, партнеры «отца фанка» Джеймса Брауна и «короля мамбо» Тито Пуэнте, прославившиеся в фильмах «Шаг вперед 3D» и «Шаг вперед: все или ничего», близнецы из Аргентины показали фрагмент своей программы «Ломбарды танцуют Пьяццолу», выдав такую чечетку с мотивами танцев аргентинских гаучо, что полный зал завзятых балетоманов с фанатским драйвом пел и подхватывал завораживающий ритм. Гвоздем же собственно балетной программы стала пара из Норвежского национального балета – Йоланда Корреа и дебютант фестиваля Осиэль Гунео, выученики кубинской балетной школы. Балерина с фантастическим многосекундным апломбом и скульптурно сложенный танцовщик с невероятным прыжком переиграли даже по обыкновению демонстрировавшего гладиаторскую мощь Ивана Васильева и с полным правом венчали гала, исполнив па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
800
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
500
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
982
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
968

Другие новости