0
3762
Газета Культура Интернет-версия

27.04.2015 00:01:00

Сладкая жизнь в клетке с Мондрианом

Тэги: большой театр, премьера, опера, свадьба фигаро, евгений писарев, зиновий марголин


большой театр, премьера, опера, свадьба фигаро, евгений писарев, зиновий марголин Улыбочку! Фотограф фиксирует момент счастливого воссоединения семьи. Фото Дамира Юсупова предоставлено пресс-службой Большого театра

На Новой сцене Большого театра сыграли премьеру «Свадьбы Фигаро» Моцарта: в интерпретации режиссера Евгения Писарева и его соавторов – сценографа Зиновия Марголина и художника по костюмам Виктории Севрюковой – получился спектакль о том, как учится любить и прощать европейское послевоенное поколение.

Богатый буржуазный дом, обставленный по последней моде – стены а-ля Мондриан, письменные столы на высоких ножках, торшеры на треноге, объемные круглые потолочные плафоны (или, напротив, узкие «свечки») и в довершение роскошный кабриолет. Стиль жизни этого дома определяет его хозяин – Граф Альмавива, франт и бонвиван, одетый с иголочки, с безукоризненной прической. Красавица жена, слуги и особенно служанки – как на подбор, с подчеркнутым бюстом, тонкой талией и на шпильках. Дольче вита, иначе и не скажешь. Кстати, название фильма Феллини упомянуто не случайно – постановщики, конечно, намеренно апеллируют к итальянскому и французскому кино той поры. 

Итак, сладкая жизнь – но только для Графа: для всех остальных, включая его супругу, это золотая клетка, и не каждый готов с такой ситуацией смириться. Сюзанну раздражает внимание Графа, Барбарина его жаждет. Стукач Базилио (Станислав Мостовой), то и дело подглядывающий в замочные скважины обитателей дома, чувствует себя прекрасно, ловкач Фигаро – нет, ибо порядки Графа угрожают его счастью, и он намерен раскачать уклад хозяйской жизни. Правда, двигают историю вперед женщины, они оказываются и находчивее, и мудрее.

К финалу второго действия четкая система устройства дома рассыпается на фрагменты: беседку вынули из спальни, забор – из гостиной и т.д. Что будет завтра? Скорее всего порядок будет восстановлен, уроки извлечены, но только до рассвета, и новый день начнется по заведенному уставу. Да, собственно, финал на это и намекает: недолговечным было раскаяние Графа. Получив прощение супруги, он уже обнимает за талию хорошенькую гостью, а Розина нервно курит в сторонке, правда, не в одиночестве – зажигалку ей подносит Керубино. Фигаро и Сюзанна, наконец, поженились, и счастливы. Сегодня. А завтра? Не уподобится ли через несколько лет эта пара хозяевам, которые только на парадных фотосессиях изображают влюбленную пару? Неспроста Писарев во время арии страдающей Графини показывает и Сюзанну (благо наблюдать мы можем за всеми комнатами сразу), только примеряющую подвенечный наряд. 

Писарев на удивление чутко слышит музыку: он не насыщает спектакль гэгами, балансируя на грани комедии и драмы, и к тому же бережно (по крайней мере на взгляд из зала) относится к певцам – мизансцены во всех сложных сценах им выстроены так, что артистам должно быть удобно. Хотя оба финала (первого и второго действий) прошли не без запинки, ансамбли были удивительно стройными, а в моцартовских операх это показатель высокого качества.

Заболевшего Александра Миминошвили, заявленного в первом составе, заменил Александр Виноградов – певец с роскошным басом, добавившим персонажу основательности (чаще Фигаро исполняет баритон). В роли Сюзанны действительно блеснула Анна Аглатова, до позавчерашнего дня ассоциировавшаяся у автора этих строк скорее с масштабными героинями романтического репертуара, нежели с камерными моцартовскими героинями. Другая пара – Константин Шушаков и Анна Крайникова (супруги Альмавива) – составил отличный дуэт, как, собственно, и третья, и четвертая: Ирина Рубцова и Олег Цыбулько (Марцелина и Бартоло), Юлия Мазурова и Руслана Коваль (Керубино и Барбарина). О Мазуровой стоит сказать отдельно: ее Керубино был здорово, по-мальчишески сыгран и, главное, виртуозно спет. 

Дирижер Уильям Лейси задает довольно быстрый темп, и динамика, постоянное движение вперед не прерывается, вместе с тем партитура не потеряла воздушности, легкости, гибкости, не потеряла энергии, витальности, так что и спектакль получился живой и про жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1039
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1419
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1068
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
895

Другие новости