0
1961
Газета Культура Интернет-версия

25.03.2015 00:01:00

Театр из кармана

Тэги: театральный фестиваль, карабас, детский театр


театральный фестиваль, карабас, детский театр Фото с официальной странички фестиваля в социальной сети

В Москве в третий раз пройдет фестиваль независимых детских театров и театральных проектов «Карабас». С 28 марта по 5 апреля зрители увидят 12 спектаклей, шесть из них – премьеры. На пресс-конференции, предшествующей фестивалю, говорили о проблемах независимого театра и кризисе театра репертуарного.

Фестиваль появился на чистом энтузиазме – собственно, как и большинство участвующих в нем проектов. Три года назад худрук театра «Снарк» Юрий Алесин и директор театра «Домик Фанни Белл» Андрей Поздняков задумали объединить спектакли независимых театров для младших школьников. Однако стало ясно, что последняя волна детского театра захватила самую юную аудиторию – детей буквально с первых месяцев рождения. В программе фестиваля больше половины спектаклей идут с возрастным ограничением 1–3 года. Так в фестивале участвует «Первый театр» – проект Ольги и Юрия Устюговых, которые делают истории для малышей от 10 месяцев. А также «Бэби Лаб» – долгосрочная программа по продвижению театра для малышей в России (1+). 

Эти театры используют форму активного взаимодействия со зрителем – то, что сейчас называют вездесущим словом «интерактив». Споры о том, театр ли это вообще или все же умело режиссированная игра, «талантливое затейничество», по словам драматурга Андрея Бартенева, уже идут. Театр в классическом понимании остался далеко позади идей, относительно новых для России и давно опробованных в Европе. Однако один из острых вопросов, который поднимался на пресс-конференции – вопрос о кризисе репертуарного театра. Потребовалось немало времени, чтобы классические академические театры перевели детские спектакли в соразмерное детям пространство – на малые сцены, в фойе и т.п. Что касается большой сцены, то, как отметил Андрей Бартенев, здесь наблюдается острая нехватка новых произведений. «Молодые авторы хорошо пишут для условно взрослой аудитории, но когда речь заходит о детских пьесах, наблюдается страшная консервативность и инерция, – прокомментировал драматург. – Кажется, что еще мои родители ходили на подобные постановки». В этом смысле независимые театры работают интереснее, не боятся новых форм. Для ребят постарше (5+) покажут свои работы кукольный театр «Тут и там», фольклорный театр «Ученый медведь», Театр Вкуса, на спектакле которого зрители будут печь хлеб, а также гость фестиваля – минский театр «Картонка».

Но при обилии оригинальных идей независимые проекты сталкиваются с множеством организационных проблем, не хватает инфраструктуры. Из всех участников постоянную площадку – в Саду им. Баумана – имеет только «Домик Фанни Белл». Повезло и «Первому театру» – ему удалось разместиться в стенах Российской государственной детской библиотеки. Остальные вынуждены путешествовать по Москве. Так, проект «Игровые чтения» в 2014-м дал 140 спектаклей в студиях, семейных клубах, детских центрах. Их спектакли (2+) сделаны буквально на коленках – вернее, на столе, где располагаются куклы.

Проект легко перемещается с места на место в отличие от постановок, требующих монтажа декораций. Последним трудно выбираться в спальные районы – спектакли может пригласить к себе не каждый детский клуб, ценник не позволяет. Имея свободу творчества и формы выражения, независимый театр остро зависит от количества купленных билетов. Консервативный московский зритель в большинстве своем не готов к экспериментам и выбирает проверенный временем репертуарный театр, где есть классические постановки вроде поднадоевшей «Золушки». Однако, как отметил Андрей Поздняков, «Карабас» занимается людьми, а не площадками». И сюда приходят подвижники, как их определил Андрей Бартенев. Но сейчас участникам не хватает взаимодействия: один проект не смог найти хорошего художника, у другого проблема с драматургами, третий – и вовсе с трудом отвоевал себе крохотное место в московской афише. В будущем фестиваль планирует помимо программы для зрителей сделать образовательную программу для профессионалов, которая позволит перенять опыт коллег и найти необходимого члена команды. Чтобы продолжать доказывать, что детский театр – это не только бюджет, большой зал, свет, звук, но просто человек, у которого в кармане есть обычные магниты или бумажные стаканчики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
493
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
610
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
521
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
426

Другие новости