Фото Ксени Бубенец
Ежегодно в канун Международного дня театра Олег Павлович Табаков вручает в своей «Табакерке» награды тем, кто, по его мнению, внес вклад в отечественную культуру в прошедшем году. Свою именную премию (денежный эквивалент 100 тыс рублей) 20 марта Табаков вручал в 20-й раз.
Говорят,открылась церемония во дворе«Табакерки» оркестром и трубами. Увы, успела только в зал, сдавала материал в номер. Первыми Олег Павлович кликнул на сцену юного режиссера Александра Молочникова (пару лет назад окончил ГИТИС) и художника Николая Симонова; их он вознамерился наградить за постановку в МХТ имени Чехова спектакля "19.14". (Предварив вручение следующими словами – де, имелось директивное решение сделать спектакль к столетию Первой мировой, и, казалось бы, «датская» постановка... Но русский ум – живой ум, с задачей он справился прекрасно). «Говорить будешь?» - спросил Олег Павлович сияющего Молочникова, сам ответил: «Не надо», легонько двинул лауреата в плечо и тот, с роскошным букетом и пухлым конвертом в руках, ретировался со сцены. Следующим счастливцем оказался худрук театра имени Пушкина Евгений Писарев, формулировка для него была: "За главный человеческий поступок - за талантливое возвращение в сознание людей одной из самых ярких страниц истории русского театра - Камерного театра Таирова и Коонен". Растроганный лауреат сообщил: "Спектакль-посвящение "Камерный театр.100 лет" был разовой акцией, и то, что вы его заметили – это очень приятно". Табаков резюмировал: «Когда государство награждает – это одно, когда мы сами – это важнее всего». Далее на сцену была приглашена режиссер Марина Брусникина, которая удостоилась премии за создание цикла «Мхатовские вечера. Круг чтения» (Олег Павлович с обворожительной улыбкой и указующей дланью: «Вот, казалось бы, женщина – однако!»). Женщина высказалась так: «…здесь на весь твой безумный энтузиазм тебе говорят – давай! Спасибо, Олег Павлович!» - «Пожалуйста!».
Фото Ксени Бубенец |
Дошло дело до собственных учеников мэтра - Андрея Смолякова и Алексея Серебрякова и номинации «За достижения в искусстве». Но если довольный Смоляков выпорхнул на сцену и получил причитаемое, то Серебрякова мы узрели лишь на видео. Причем, страшно расстроенного, причем, окружающая картинка абсолютно не соответствовала его такому виду – яркая синяя вода и то ли гондолы, то ли яхты фоном. «Не получилось приехать… Жалко очень, прям до слез. Да, черт возьми, я всю свою жизнь хотел, чтобы именно вы меня похвалили, Олег Павлович! Не сотвори себе кумира – не для меня. Лет 20 назад вы сотворили мир, которому я пытаюсь соответствовать, иногда получается…» (Табаков: «Во-от!»). Забравший серебряковские букет и конверт Авангард Леонтьев сказал следующее: «Режиссеры от Серебрякова бегают, он страшный зануда, сценарии переписывает, все перепроверяет…Перфекционизм и желание не быть фальшивым. Леша, кстати, звонил и просил перевести эти деньги в фонд «Артист».
Чем больше узнаю об этом человеке, Алексее Серебрякове, тем больше им восхищаюсь. Честь и совесть нашего кинематографического мира. Дотягивает или нет «Левиафан» до Оскара – не возьмусь судить, но утверждаю - роль, сыгранная в «Левиафане» Серебряковым, - великая работа . Кстати, на «Золотом Орле» премию за лучшую мужскую роль Алексею Серебрякову вручал именно Олег Табаков.
Получила премию также актриса и педагог Анна Гуляренко за постановку дипломного спектакля «Дети солнца» по Горькому в Театральной школе Табакова. А также – внимание! – прилетевший накануне по такому случаю в Москву режиссер Андрей Звягинцев. Я не вполне поверила своим глазам, когда он материализовался на сцене – загорелый, дружелюбный, улыбающийся. «За любовь к этим людям, о которых ты рассказываешь» - пояснил Олег Павлович. "Я снял всего четыре фильма, но уже за третий получаю вашу именную премию. Олег Павлович ко мне явно неравнодушен", - тепло пошутил Звягинцев. «Ты снимаешь, мы награждаем…" – «Я буду стараться».
И вот тут на наших глазах произошло нечто – моментальный выход Табакова из состояния шуткования и благодушия, - что называется, мурашки побежали: «Ты делаешь настоящее кино, помогающее людям жить", - и моментальное же возвращение в прежнее состояние. Черт побери, право, от личностей и гениев в этом подвале зашкаливало!
Объявили номинацию "За бескорыстную заботу и поддержку творческой молодежи России" и ее лауреата - председателя Совета директоров ОАО НК «РуссНефть» Михаила Гуцериева. «Нету? Ну ничего, все равно дай Бог ему здоровья!». А я бы, признаться, посмотрела, как Гуцериев получает конверт со ста тысячью «деревянных»!
Далее Табаков сообщил, что у женщин недавно был праздник, как же оставить их без награждения, и принялся вызывать на сцену главную бухгалтершу, начальницу отдела кадров, кассиршу, ведущего бухгалтера, начальницу хозотдела… А одна тетенька была награждена даже «За пироги»! Я работала несколько лет в театре и знаю, насколько бесправен и уязвим рядом с капризными актерами техсостав - впрочем, сейчас награждались представительницы административного состава, тем не менее… Пожилые женщины, смущаясь, поднимались на сцену, а я гадала, что бы чувствовала на их месте, поднимаясь на нее после режиссера Звягинцева …
Прошло некое движение и было объявлено: «Есть инициативная группа от МХТ». На что Олег Павлович полюбопытствовал: «Не то, что переворот какой-то, нет?» - «Нет-нет!» - заверили его. Вперед выступила прелестная Марина Зудина с дюжиной роз в руках красного цвета необыкновенной яркости – прямо резало глаза – и волнуясь (супруга! 20 лет в браке! Двое детей!), сказала: «Я не хотела, чтобы вы играли эту пьесу - "Юбилей ювелира" - из-за ее содержания…Это от меня» - и вручила свои «режущие» розы. Я поняла: сейчас она была не женой, а бывшей ученицей Олега Табакова по Школе-студии МХАТ, и смотрелось это необыкновенно достойно.
После нее слово взял президент Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский, сказавший про мэтра – мол, каждый год совершенно крестьянским образом дарит он это дело – свои именные премии. После чего поднес Табакову «… за блестящую работу в «Ювелире», который был поставлен к вашему 80-летнему юбилею, эту коробочку от МХТ с памятным знаком из золота и бриллиантов». Олег Павлович принял коробочку с достоинством и не без удовольствия, после чего заявил, что самой большой наградой для него была и остается зрительская любовь.
А напоследок мы услышали вот что: «Пока это веселье не покинет нас – мы живы. Как говорил мой великий учитель Василий Топорков: «И вглубь, и вглубь, и вглубь… Иногда получается – нерегулярно, но получается. Поздравляю всех с днем счастья, а сейчас идите на фуршет!». И увидели характерный жест – щелчок по шее.